Анонс №7-8 (2021 год)

АНОНС № 7-8_2021

ПРОЗА

Антон Ботев. Пьяный полицейский. История из русской смерти
«…Погоди-погоди… До него стало доходить. Ты что, правда ученый?!! Ну да, сказал я. Занимаюсь корреляционно-иммунными функциями с высокой нелинейностью. Вот, могу книжку подарить – и я дал ему свой автореферат. Ну, профессор! Ну ты даешь! – восхищенно кричал полицейский. Пашке расскажу, он охренеет! А я его с конференции везу, встрял водитель. Из Ебурга. С тобой у меня все равно разговор короткий, сказал полицейский. Я б тебя сдал в ГУВД, если б ты не вез моего кореша великого ученого Ваську Загибалова! Но и так просто отпустить тебя не могу, ибо правонарушение. В общем, так. С тебя чирик, с иностранца водка, ученого и его бабу отпускаю так. С бабы минет. Шутка! Понятно? А откуда у иностранца водка, спросил я. А у иностранцев всегда водка, русский сувенир! У меня на них глаз наметан! Непонятно только, откуда он у вас. Что у нас? Да иностранец! Да так, приблудился, сказал я. Иностранец, хотя по-русски и не понимал, в очередной раз как-то догадался, о чем идет речь, может быть, по ключевому слову vodka, достал из рюкзака бутылку и протянул полицейскому…»

Сергей Кулаков. Страдающий. Рассказ
«…Помню массивную, слегка продолговатую голову, оттопыренные уши, припухшие губы… Больше ничего не удерживается в памяти, но отчего-то создается впечатление: это не я. Кто же тогда? Тут, без всяких сомнений, мог бы развиться полноценный философский диспут, но я не силен в философии, да и достаточно подготовленного оппонента у меня нет, потому и вопрос этот будем считать заданным напрасно. Я уже его позабыл, как и того, кого видел утром в глубине чудного стекла…»

Дмитрий Лагутин. Блуждания. Сказка
«…Итак, трижды слышал я о том, что по нашему городу… блуждает – лучше слова, по-моему, не найти – нечто необъяснимое. Все три истории обнаруживают некоторую, если позволите, композиционную схожесть – что, в свою очередь, наводит на мысли об их родстве – и поэтому целесообразно говорить о них в совокупности, не утомляя читателя тремя самостоятельными рассказами. Вместе с тем каждая история самобытна и в самобытности своей – не побоюсь громких заявлений – экстравагантна, в самом хорошем смысле этого слова. А значит – заслуживает какого-никакого внимания».

Александр Ливенцов. Ты тоже. Я помогу. Рассказы
«…Учения и практики наслаивались друг на друга, быт мой в пару лет преобразился. Родители первые углядели неладное, но мне шёл третий десяток, жил я отдельно – что они могли: явился словом перекинуться – уже праздник. Лишь мама сетовала, откуда эта дурь – не лучше ли вместо неё семью и нормальный офис, а не бесконечное волонтёрство. В её глазах я исхудал, имел нездоровый взгляд; балахоны мои она звала «корой», отросшие волосы – «патлами»; речей моих боялась и изредка просила сходить в церковь. Я хранил спокойствие, ведь так и подобало реагировать на меня обывателю…»

Дмитрий Раскин. Город Верхний Маслёнок и главная его достопримечательность. Рассказ
«…Памятник представлял собой бронзового человечка в натуральную величину. Человечек зажал между коленями башмак с надорванной подошвой, в руке у человечка молоток, в другой руке гвоздик, и еще один гвоздик человечек держит во рту…
– Будка Николая Кошкина стала чем-то вроде клуба, люди приходили сюда пофилософствовать с ним, насладиться метким словцом этого пьяненького человека. Его экспромты и каламбуры были необыкновенно популярны в народе. К сожалению, до наших дней не сохранились. Так сказать, утерянное наследие. Здесь, – Антон показывает на площадку перед памятником, – был такой островок свободы…»

Виталий Щигельский Сквозь Землю. Возвращение. Рассказы
«Дорогу не ремонтировали из соображений секретности. И все остальное – машину, одежду, сухой и мокрый пайки – мне тоже подобрали из соображений секретности. А непосредственно перед погрузкой на борт генерал Каплунов (он отвечал за доставку меня до пускового объекта) приказал выпить водки, что я и сделал.
– Паленая! – сказал я, кашлянув.
– А ты думал? – усмехнулся генерал. – В нашем деле главное – достоверность.
И налил мне еще…»

ПОЭЗИЯ

Екатерина Симонова
«Стоит их несколько / У гаражей. / Мне: снова лето, / За сорок уже. // А эти курят, / За жизнь говорят, / Всё в жизни, мол, / Мерцающий сад: // Над садом тяжесть, / Трава в саду, / Тебе он снится, / Я в нем иду. // Ах, это лето, / О, эта речь: / Ни голос помнить, / Ни свет сберечь. // Промежду веток / Острей, чем нож, / Стрижи и облак, / И будет дождь. // Они покурят, / Потом уйдут. / А я останусь / В чужом саду».

Наталия Черных. Стихи из книги «СССР 2:0»
«стервоза бабушка с сомнамбулою мамой / везли меня подальше от Москвы / в работавшую старенькую церковь / крестить меня водою во Христа / и мне купили белую рубашку / не где-нибудь а в самом детском мире // мы ехали в жару и больше часа / сакральный месяц август уходил / мы проезжали станцию Усад // смотри сказала мама вот Усад / все говорят цыганская столица / нет Омутище бабушка сказала / но все равно цыганская столица…»

Андрей Пермяков
«Долгий сосновый песок. / Славно, немножко сыро. /Воздух немножко грубый. / Речки, укрытые в трубах, / ключи и берёзовый сок – / тайные слёзы мира. // Тайные-тайные – как хорошо / скрытые капли крови. / В тёмном раю исчезает снежок, / а мир его ловит, / ловит».

Дмитрий Брисенко
«В день города / Я побывал на дне города, / Я видел дно города / И мне не удалось всплыть, / С тех пор время идёт вспять, / Пузырится река времени, / Впадая в город, / И на дне его / Плещутся в нарядном фонтане / Пожилые военные».

Валерий Шубинский
«Где-то в предгорьях Альпокавказа / есть холодная речка среди скал или ив. / Туда засыпаешь не с первого раза, / а заснувши, не ведаешь, жив ли ты (жив). // Там все на трехцветные точки распалось, / на корпускулы смеха, на выстрелы сна, / и воды той ни капли в реке не осталось, / но зачем-то бурлит, как и прежде, она. // И какие-то люди (я ли и ты ли?) / стоят на мосту, подпирая плечом / воздух, серый от света и белый от пыли, / и не могут друг другу рассказать ни о чем».

Наталья Игнатьева
«отглажена белая скатерть / фужеры звенят суетливо //стеклянный шарик / луна в нем когда-то виднелась /мелькнул как всегда ниоткуда // он катится катит / завязнет теряясь в сугробах / щербатый от долгих бессонниц // срывается каплет / криницы распахнуты блещут / расставлены в пятиуголье // фужеры звякают / гостей так много приходит / жаль здесь совсем никого»

 

ИЗ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Вениамин Блаженный. (1921–1999). Стихи и проза разных лет. Публикация, подготовка текста Владимира Орлова
«…Тарковский признал сдержанно-горестно, приглашал в Москву. Но после смерти Пастернака Москва стала для меня чужой. Веселее всех откликнулся Олеша. (Впервые встретились у Кирсанова.) По пьяной лавочке объявил меня гением. Даже то, что я в принципе непьющий, не уронило меня в его глазах. …Почему я пишу о признании мастеров и ни слова о том, печатался ли, издавался ли?.. Потому что, начав писать стихи, мечтал только о первом – и никогда всерьез не интересовался вторым. Напечатают ли меня через сто лет, пропадут ли стихи, – я все-таки был поэтом. “…С меня довольно / сего сознанья” (“Скупой рыцарь”)» (Вместо предисловия: из письма Вениамина Блаженного).

 

АРХИВ

 Алексей Голицын. Поэт Волков и политические анекдоты
Виталий Волков (1910–1938?) – активно печатался до 1935 года, затем был арестован, и его имя не упоминалось вплоть до настоящего времени. Волкову удалось опубликовать лишь несколько текстов, однако при обыске у него изъяли 18 тетрадей со стихами, о которых можно судить по тем пяти произведениям, которые следователи посчитали антисоветскими и приобщили к уголовному делу.

 

 ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Поэты антологии «Уйти. Остаться. Жить»: Гоша Буренин, Артур Волошин, Катя Яровая, Макс Батурин, Яков Бунимович, Янка Дягилева, Вячеслав Литусов, Дмитрий Долматов, Александр Рудницкий, Виталий Владимиров. Подготовка Бориса Кутенкова, предисловие Ольги Балла
«В 2021 году в издательстве Выргород выходит третий том антологии Уйти. Остаться. Жить. Как и во втором томе (в обеих частях), его авторов объединяет не возраст ухода из жизни – а десятилетие, в котором это случилось (притом, как и прежде, всё это – люди, умершие или погибшие до сорока лет). На сей раз это девяностые годы. Как только составители антологии избрали такой принцип организации текстов, стало возможным видеть то, что, очень огрубляя, можно назвать поколенческими чертами и задачами…» (из предисловия).

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Петр Казарновский. О «Транспоэтике» вкратце: На правах авторецензии
О кн.: Транспоэтика: Авторы журнала «Транспонанс» в исследованиях и материалах

Андрей Пермяков. Вот и поговорили
О кн.: Данил Файзов, Юрий Цветков. Часть жизни

Наталия Черных. Пять «а» и одно «о»
О кн.: Анна Аркатова. Сейчас пройдет