Формаслов (2021 год)

Опубликовано: Формаслов,  15 декабря 2021
Источник: https://formasloff.ru/2021/12/15/literaturnye-itogi-2021-goda-chast-i/?fbclid=IwAR349W9FitxldIcrU0-5thU1-YwdIDfZ8gMa1hWEA5WfqdBiqpOJvOFaxjM 
Автор: Дмитрий Бавильский (в рубрике Бориса Кутенкова)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИТОГИ 2021 ГОДА

1.      Чем запомнился Вам прошедший год? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?
2.      Назовите несколько самых значительных книг прошедшего года (поэзия, проза, нон-фикшн).
3.      Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?
4.      Как, по Вашим ощущениям, пандемия повлияла на литературный процесс и собственно на Ваш писательский опыт? Скажите несколько слов о Ваших прогнозах в отношении литературного будущего, обусловленных нынешней ситуацией.На вопросы отвечают:

 

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ — прозаик, литературный и музыкальный критик, эссеист;
Сергей БЕЛЯКОВ — литературный критик, историк, заместитель главного редактора журнала «Урал»;
Олег ДЕМИДОВ — поэт, критик, преподаватель русского языка и литературы Лицея НИУ ВШЭ;
Мария ГАЛИНА — поэт, прозаик, литературный критик, редактор отдела критики и публицистики журнала «Новый мир»;
Владислав ТОЛСТОВ — книжный блогер, журналист, обозреватель, автор блога «Читатель Толстов»;
Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ — поэт, главный редактор журнала «Новый мир».

Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ :

(…)

  1. Нынешний год богат на публикации странной, ни на что не похожей прозы. Большого внимания она не сыскала, в который раз обеспечив тылы и фундаменты коммерческому книгоизданию, зато порадовала немногочисленных знатоков, знающих, где можно подлинной литературой разжиться. Как где? Разумеется, в толстых журналах.

Сильно, как в старые, добрые времена, меня растрогал роман Нины Горлановой «Светотень» («Знамя», 2021, №7), где она в режиме хорошо темперированного клавира вновь пробегается по основным темам своего творчества, составляя коллаж из дневниковых записей и реальных событий, устных слов и литературных фрагментов, постоянно перетекающих друг в друга. За ночь прочитал: оторвался, когда уже светало: Горланова, составившая свою технологию из «записок на манжетах» (бумажками с буквами у нее наволоки набиты), как теперь становится очевидным, была (вместе с постоянным своим соавтором Вячеславом Букуром) первопроходцем жанра «автофикшн», причем задолго до Зебальдов и Кнаусгоров.

В «Волге» (№1, 2021) я бы предложил найти роман Владимира Шапко «Настольная памятка по редактированию замужних женщин и книг», главный герой которого — редактор с литинститутским прошлым Глеб Яшумов.

В «Новом мире» (№8, 2021) обратила внимание «сентиментальная повесть» с ключом Александра Мелихова «Жизнеописание Мишеля Z», в центре которой — реально существовавший, знаменитый писатель ХХ века, поданный как частное лицо. Ну, то есть, понимаешь, что это Зощенко, но не сразу. Из-за чего, правда, не успокаиваешься, но продолжаешь читать дальше, как, например, и «Синий цвет вечности» Бориса Голлера («Звезда», №7, 2021), роман о последних месяцах Лермонтова.

Для полноты картины и извлечения незабываемых художественных впечатлений см. также «Пьяный полицейский. История из русской смерти» Антона Ботева («Волга», № 7, 2021), роман «Рыбья морда» Бориса Телкова («Урал» № 7, 2021), а также еще более странное повествование Вионора Меретукова «Млечный путь» («Урал», № 10, 2021), публикация которого еще не окончена и я с нетерпением жду второй порции (обещана в ноябрьском номере журнала).

(…)