Анонс 9-10 (2019 год)

Журнал «Волга»: анонс № 9-10, 2019

ПРОЗА

Каринэ Арутюнова. Простые вещи

«…Господи, мир был открыт и светился (не экраном айфона, а собой) – без фильтра и ретуши, без добавления яркости и контраста, – контрастов хватало идущим в обнимку нам, – мимо цветущих дерев, затрапезных кафешек с нечистыми стаканами, мимо костела и пока ещё незыблемых постаментов – свидетельств эпохи, которая, казалось, будет всегда. Яичница, жареный картофель, разрезанный вдоль огурец. Чем призрачней собственное существование, тем ярче потребность восстановить (хоть как-то, по крупицам) картину мира….»

Алексей Виноградов. Денгер. Повесть

«Персонажи “Денгер” – реальные люди, с которыми я встречался в Хакасии в начале двухтысячных. Их характеры, жизненные истории, атмосфера непостижимой Сибири, уйгурские легенды – все это послужило материалом для повести. Во многом – автобиографичной» (Из письма автора в редакцию).

Алексей Виноградов публиковался в поэтических сборниках «Птица книг» и «Хлопоты», выпущенных в галерее «Борей» в середине 90-х. Проза публикуется впервые.

Саммер Ленц. Плавучий универсам доктора Фитца. Рассказ

«Плавучий универсам доктора Фитца – это огромный пароход с четырьмя палубами, тремя трубами, двумя якорями и одним духовым оркестром. Попасть в этот универсам – заветная мечта каждого, но у пристани Фрюлингштадта он никогда не швартуется. Только в акватории Шённен-Блау владелец универсама, доктор Руперт Фитц, разрешает капитану бросить один из якорей, и тотчас десятки нарядных шлюпок с самыми богатыми жителями префектуры Ганцфогель устремляются к этому чуду науки и техники…»

Игорь Масленников. На пристани. Рассказ

«Катер все еще стоял на пристани. Андрей лежал на свернутом канате на палубе и читал. Он устал от недосыпания и полярных дней, и все вокруг было замедленным и сделанным из ваты. Низкое солнце освещало реку, дома со спутниковыми тарелками, цистерны, вертолетную площадку и сараи, обшитые раскроенными бочками из-под бензина. Мужчины разбирали мешки с углем из общей большой горки. Между домами играли дети. Он прожил в поселке два месяца и собирал материал для дипломной работы про малочисленный северный народ…»

Владимир Шапко. Переезд. Повесть

В основе сюжета новой – печальной и захватывающей – повести постоянного автора журнала «Волга» – история (отчасти автобиографичная) переезда главного героя из Казахстана в Россию.

ПОЭЗИЯ

Илья Данишевский. Медведь и маятник. Часть II

«…что потом? /утренняя молитва сперма и рембрандт / что я скажу тебе вечером? что любовь что время и глубокие воды / и что скоротечно с северного окоёма к южному острову / все укрывает шелестом и все запечатано вечером / к утренней лодка таранит зубы глазное дно темное прошлое / омывает KPI ручная работа избыточно дорого избыточно долго / что за порогом я расскажу тебе вечером а что говорят каждый вечер / знает только тот детский ветер чугунный запах ожидание будущего…»

Ирина Котова. Поэма дистиллированной воды

«иногда думаю: / Теперь / столько детей / рождается через непорочное зачатие / но никто не хочет ходить по воде // иногда кажется / что стою под проливным дождем / а это всего лишь плюётся кондиционер // иногда думаю: / если дистилляция – упрощение / ее суть – смерть / её суть – самообман // потому / тысячи людей набирают в рот много-много воздуха // и говорят что хотят умереть»

Юлиана Новикова

«Не к ночи помянуты будут, / Помянуты будут под утро / Унылые серые будни, / В которых увязли мы, будто / В каком тридесятом болоте, / В медвежьем углу, где осины / Как будто на автопилоте / Трясутся. От этой трясины / Такою несет безнадегой / И разною всячиной всякой, / Навеки убитой дорогой, / В дороге зарытой собакой».

Артем Новиченков. Коробка Шредингера

«на третьем кольце мертвом / в тишине лефортовского зева / белый шум / и не ловят звезды / да и ты не совсем так-то / с работы не ждал_а другого / а впрочем / неплохо застрять до света / так-то и дома не ловят звезды / а завтра – новый рабочий коллеги развитие кофе лайки»

Евгений Стрелков

«В Саровской пустыни на отшибе дом / Серафима – за сотню лет до того / как Сахаров появился тут, оттого / ему было легче? или нет? / Сам он уклончивый дал ответ: / “Третья идея пришла тогда нам, мне…” / Словно мелькнула тень в окне – / и тут же: вход в обретённый (хотел–не–хотел) ад. / Так говорят…»

Данил Файзов

«нет времени уже не первый акт / а ружья эти траченые молью / у чеховых стреляют в головах / и отдается болью головною / тебе на сцену крылья за спиною / слова в устах и сцена на бровях / все движется любовью»

Рафаэль Шустерович. Сарабанда

«музей материальной культуры / зал опалубки и арматуры // казематы убежища доты / архитекторы Дутов Зотов // папских замков подвалы до закладки вин / по ядру к ноге и вот ты один // так человека прячут от человека / приручи таракана и то утеха // стендовый доклад о структуре цемента / в свете исторического момента // расчеты толщин и прочности стен / чтобы уже не достало совсем // что же в стенку стучат стучат / не иначе весточки от внучат»

В СВОЕМ ФОРМАТЕ

Сергей Боровиков. Запятая – 3 (В русском жанре 63)

«Долго не мог понять, и думаю, не я один, совершенно особого отношения советской власти к Олегу Ефремову… И всё-таки, кажется, понял: было в нем что-то не напоказ, глубинно людям власти родное, прежде всего безжалостность, вне которой и не может быть власти. Мне скажут, что сама должность худрука требует жесткости, что жестокими в своих театрах были Товстоногов, Гончаров или Любимов. Но именно природная, а не приобретённая в силу безжалостности театрального дела вообще, и главного режиссёра особенно. Он был им подлинно свой, и как бы ни взбрыкивал, таковым и оставался, тогда как далёкие от политики Эфрос или Тарковский изначально и всегда были чужими и в подозрении…»

ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

О сегодняшнем состоянии критики и о премии «Неистовый Виссарион» говорят Дмитрий Бавильский, Ольга Бугославская, Анна Голубкова, Данила Давыдов, Наталья Иванова, Владимир Коркунов, Сергей Костырко, Александр Марков, Лев Оборин, Юлия Подлубнова.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Дмитрий Бавильский. К востоку от Востока

О кн.: Матиас Энар. Компас

Ольга Бугославская. Ничего святого

О кн.: Лев Гурский. Корвус Коракс

Борис Кутенков. Одна великолепная цитата

О кн.: Олег Дозморов. Уральский акцент

ЖИЗНЬ ХУДОЖНИКОВ

Алексей Голицын. «Худтехникум съест вас»: Разгром Корнеевской школы в Саратове

«…Спрос на художественное образование был настолько велик, что одновременно с училищем работали и частные студии. В 1906 г. в Саратове открылась школа Федора Корнеева – одного из основателей Общества любителей изящных искусств, близкого друга Виктора Борисова-Мусатова, Василия Коновалова, Гектора Баракки и многих других саратовских художников. На протяжении почти четверти века школа существовала параллельно с Боголюбовским училищем, а к концу 1920-х годов – конкурировала с ним. В наибольшей степени это было связано с личностью ее основателя и главного учителя. И если до революции престиж школы держался на педагогическом даре Корнеева, то при советской власти студентов привлекал либеральный дух и далеко не пролетарские методы обучения. Федор Корнеев никогда не шел на конфронтацию с новой властью…»