Журнал «Волга»: анонс № 7-8, 2019

ПРОЗА

Наталия Черных. Фб любовь моя. Роман в постах для социальной сети

«…читатель хочет, чтобы всю читательскую работу делали за него: создали образ, поднесли как стопку идею или загипнотизировали потоком слов, – других мотивов для чтения нет, это ведь так себе квест: проехаться на халяву на писательском горбу, не прилагая собственных усилий. От усилий, если читатель их все же прикладывает, тоже толка немного: они выглядят нелепо; но я очень мало читаю рецензий на современные романы. Связь прямая: плод усилия читателя – отзыв, какой бы ни был, важен факт, а так они все скучные; рецензии то есть. Кстати, фб, любовь моя, учит меня новым словам. Раньше я думала, какое выбрать: наслаждение, как более темпераментное, или аттракцион, как более сухое и отстраненное. Фб предложил квест, и пусть будет квест».

Андрей Краснящих. Ника – 2 (А зори здесь тихие). Рассказ

«А ведь мы были храбрыми, о какими мы были главными в наших славных милитари-играх. Всё детство, всю юность и – что там за ней пришло, наступило, как это назвать, трусость, нет? Олеги кошевые, вики космодемьянские, молодые героини, руки вверх, попу вниз, признавайся, ты – фашист. Ты?

Играх? Да нет, не играх. Если б просто тогда играли. И потом. Вы думаете, всё это было понарошку, мы приходили домой, садились за уроки, решали задачи, «а» и «бэ», и возвращались в, так сказать, общечеловеческую оболочку? Мы и дальше стреляли, по «а» и «бэ» – фашистам. Стрелять по фашистам стало нашей субстанцией».

Елена Кузьмичёва. Не сотвори себе мир. Повесть

«Если совсем кратко, то в книге три сюжетные линии, которые развиваются одновременно, то и дело соприкасаясь друг с другом. В первой ребёнок, который создает мир, не выходя из комнаты, во второй парень, путешествующий в сновидениях, а в третьей дом, где люди перестали друг друга понимать. Действие происходит в небольшом городке с атомной станцией. Каждый по-своему выбирается из своего ада. Одним это удается, другим нет. Но стены всё-таки рушатся, даже если это трагедия» (Из интервью автора, см.: https://imenno.ru/2018/07/16/437686/).

Богдан Бейк. Сгорание. Рассказ

«Я скоро умру, сказал он мне. Я знаю, Тео, хотел ответить я, но не смог. И мы продолжили молчать. Я не чувствую смирения, вдруг прошептал он среди ночи. Не бойся, не бойся, говорил я, это ненадолго, я обещаю. Это не страшно, продолжал я, что бы ты хотел? Я не думал об этом, ответил он. Ты ведь не умирал никогда, откуда знать тебе? Он так говорил. Шли часы, дни за днями проходили в молчании. Тишина сводила с ума, мне начало казаться, что я слышу, как стонет арматура в стенах, а кровь бежит по сосудам соседей. Мне приходилось включать воду и просто смотреть на нее, убеждаясь, что звуки еще существуют, что я еще существую. Я здесь, рядом с ним, я рядом, нужно просто пережить это. Пере-жить. Слова. Порхают мотыльками под потолком, лезут в глаза, под одежду. Трепет, бабочка сложила крылья. Этот октябрь никогда не закончится, подумал я, прогуливаясь по городу. Этот октябрь никогда не закончится, говорил Тео, морщась от боли утром».

 ПОЭЗИЯ

Григорий Стариковский. Зимние стихи

«на себя посмотришь – чужой, / а такой был мой, золотой, / как тебя теперь не узнать,/ ничего в тебе не понять. //ты, невольный, тихий двойник, / ни одной звезды не достиг, /разве только нескольких слов /на земле, где сумрак лилов. / / занавески плещется лен, / ты в зеркальный смотришься плен, / как из клетки смотрит зверье / на другое время свое».

Маргарита Голубева. Весна большая

«молочная белеет вермишель / очередей глаза большие / снег детства первого за шиворот / с улыбкой глупой до ушей / везде завязочки пришей / и странных слов не переспрашивай / и варежкою растеряшиной / останься между малышей»

Данила Давыдов

«когда на цепь посажена собака / она возможно аллегория чего / а может просто на цепи собака / корми ее, и больше ничего // так много с чем, проснемся и уснем, / и вновь проснемся, за окном темно / и даже если жуть – она ведь жуть и всё / а вовсе даже не какой символ»

Владимир Коркунов. За два дня до нового государства

«в ночь твоего переезда в меня  / светлячки вылетали покурить во двор  // ещё живые вспышки на уровне глаз // мы переносили столицы наших сердец / в сердца друг друга // не замечая как насекомые / стряхивали пепел своих крылышек / в ночь тишины // за два дня до нового государства»

Анна Аркатова. Господь в Сторожах

«Родить от тренера по плаванию / поймать с охранником волну /с друзьями сына синим пламенем /сгореть, ещё одну войну /проспать с кудрявым барабанщиком /уйти с поэтом в никуда// какая господи цыганщина /томится в сердце без суда»

Сергей Золотарёв

«в институте Мозга /вылепят из воска / в институте Сербского / выпилят из сердца / взгляд психиатрии / на синдром Марии / где пружины плача / действуют иначе / чем в обычной течи / где простосердечье /собрано от веры / в линзе глазомера / где простые ясли / слез вращают в масле / пригнанные части / собранного счастья»

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ

Мария Галина

«у меня такие большие уши, / словно у полевой мыши. / на одной шестой части суши/ (по ходу бывшей), / поневоле приходится быть тише, / слушать старших, / хорошо кушать,/ преимущественно щи и каши. / у меня запасы крупы и сыра, / но они понадобятся едва ли./ ласточка, не надо. / в этом подвале /темно и сыро».

Дмитрий Шабанов

«…Я ж живой человек я не квант в котором / умещается скрытое за притвором /я герой не времени только места / мне земля невеста и смерть невеста / я могу сидеть на харчах казённых / я могу сидеть и в домах казённых / только слово пахотное живое / мне дозволь срывать даже с губ казнённых…»

ИЗ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Павел Петров (Пол). Немного о Жаке

«…В 1995 г. Андрей Ширяев меняет творческий псевдоним на Джакобо Мантэки или просто Жак. Ширяев – поэт нового Серебряного века, современный Игорь Северянин. Жак – растаман из маленькой Голландии, на ломаном русском поющий про деньги. С этой песней и под этим именем Жак выступает осенью 1995 г. на концерте “Умки и Броневичка” в московском клубе “Дебаркадер”. Зимой Жак забирает часть своих рукописей из Новокузнецка, куда больше никогда не вернется…»

Джакобо Мантэки. Кантата Радуге Судьбе и е@нутому себе. Публикация Павла Петрова (Пол). Подготовка текста и композиционное решение второй части Владимира Орлова

«Я / мaNdariN /парижских / островов / Я / луидор / карибских / бижутерий / Я / мутабор / псилацибиновых / империй / Я / император / солнечных / блинов… / Я / архитектор / сказочных / основ / Я / коNкистадор / прерий / привокзальNых / брутальNых писем / и поэм сентиментальных / и теорем буквальных / рифмолов / горизонтальных слов / и вертикальных…»

ПУТЕШЕСТВИЕ

Михаил Бару. Челобитные Овдокима Бурунова

Продолжение серии очерков о поездках по малым городам России. Нынешние объекты внимания – Шенкурск.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Татьяна Нешумова. Преодоление безвестности

О подготовке книги: Лев Горнунг. «Свидетель терпеливый…»: Дневники, мемуары. «…Первым документом, с которым я познакомилась, придя в РГАЛИ, стала автобиблиография Усова, составленная им накануне ареста. Его арестовали в начале 1935 года по делу о так называемой немецко-фашистской организации, во главе которой якобы была редакция «Большого немецко-русского словаря», первый том которого вышел в 1934 году. У меня было такое чувство, будто море выплеснуло к моим ногам бутылку с письмом потерпевшего кораблекрушение».

ПРОСТРАНСТВО ТЕКСТА

Николай Болдырев-Северский. Прыжок Андрея Таврова

О книге Андрея Таврова «Проект Данте».

«…Книга не открывалась, ключа у меня не было. Меня раздражало многообилие экзотических лексем, мифологических имен и аллюзий, редких слов, словно бы поэт странствовал не по жизни своей, а по культурным закоулкам, где находилось место и научным гипотезам. Том, казалось, ломился от перегрузки вещами, понятиями, фантазмами. Так длилось пару лет. И вдруг я изменил угол зрения».

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Владимир Орлов. Два пишем, семь на ум пошло

О кн.: А. Комароми, Г. Кузовкин. Каталог периодики Самиздата. 1956–1986

Андрей Тавров. Аннигилирующие баррикады Вадима Месяца

О кн.: Вадим Месяц. 500 сонетов к Леруа Мерлен