Facebook (Журнальный зал – 4)

Опубликовано: Фейсбук, группа «Журнальный хал», 9 августа 2021 года
Источник: https://www.facebook.com/groups/319734695077926?multi_permalinks=1408493689535349&hoisted_section_header_type=recently_seen

Автор: Василий Костырко

 

РОМАН ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ

Рейтинг ЖЗ за февраль 2021. Проза № 2

Владимир Шапко. Настольная памятка по редактированию замужних женщин и книг. Роман. Опубликовано в журнале Волга, № 1, 2021

https://magazines.gorky.media/…/nastolnaya-pamyatka-po…

Потребность в литературном самовыражении подобна страсти, хватающей некоторых из нас своей мозолистой рукой в самые неподходящие моменты жизни. Вроде бы эта вполне банальная, особенно для тех, кто каждодневно вовлечен в работу издательств и тому подобных учреждений, ситуация.

Типа, бывает.

Однако, если взглянуть непредвзято, на самом деле она очень загадочна.

Самовыражаясь, писатель по большому счету выражает неизвестно что, обращаясь неизвестно к кому, порой ухитряясь при этом добиваться успеха.

Это не ругань и не ёрничество. Это, так скажем, попыткна философскаой постановка вопроса.

Главный герой нового романа Владимира Шапко Глеб Яшумов – редактор с литинститутским, то есть почти писательским прошлым. Его коллеги по издательству тоже на своих местах не случайно, но и им приходится переопределять для себя очевидное, искать все новые и новые объяснения, как, зачем, почему люди это делают.

Шапко описывает ожесточенную, даже кровавую схватку с судьбой: во-первых, Яшумов расхлёбывает последствия своего недавнего отнюдь не раннего брака, во-вторых, отвечает за выпуск нетленки одного несносного графомана, работающего на минуточку в администрации самого губернатора. Казалось бы, и то, и другое надо редактировать. Однако достаточно ли ясны критерии? Возможно ли это в принципе? Какова природа тех сил (опять-таки в философском или даже мистическом смысле), которые противостоят герою?

Шапко создает довольно странный (есть некоторые вопросы к месту и к времени действия), но уютный и завораживающий мир, в котором литературные ставки – самые высокие.

«Вдоль канала Грибоедова Яшумов шёл в сторону Невского. К Дому книги. К Дому Зингера на перекрёстке. Со стеклянной башней, увенчанной земным шаром, с бронзовыми девами-валькириями на угловой части фасада.

Всё время почему-то лезло в голову из Савостина. Как будто гриппом заразился. Фолликулярной ангиной: «Суровый Артур угрожающе вращал автоматом. Его низкий голос напоминал дребезжание ржавой пилы». Яшумов останавливался и смеялся. Как будто плакал. Прохожие оборачивались. Приблудный финн в туристских ботинках и с рюкзаком разом остановился и смотрел на него как на достопримечательность города. На ожившую скульптуру. Жестом Яшумов успокоил его. Дальше шёл. «Орлиный нос и мясистые щёки со злыми усами придавали лицу его суровое выражение».

В.К.