Группа «Журнальный зал», Facebook – 1

Опубликовано: Группа «Журнальный зал», фейсбук, 24. О7. 2018

Источник: https://www.facebook.com/groups/magazin.russ/permalink/618187731899286/

Автор: Василий Костырко, администратор

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИЮНЬСКОМУ РЕЙТИНГУ
http://magazines.russ.ru/chto_chitayu…/…/rejting-iyunya.html
Проза № 4
Ольга Аникина. Белая обезьяна, чёрный экран. Роман – «Волга», 2018, №5-6.
После «Коллег» Аксенова и бесконечных телесериалов про врачей Ольге Аникиной удалось на том же «врачебном материале» написать роман – крепкий, современный, острый, глубокий и свежий по мысли. И, как ни удивительно, ничего удивительного в этом нет. По мере развития медицины не может не меняться и постановка моральных вопросов. Собственно помимо прочего автор и показывает, что роман может быть еще и отличной площадкой для разговора о подобных вещах.
Но обратимся к тексту…
После тяжелого нервного срыва на рабочем месте, чреватого возбуждением уголовного дела, диагност Юрий Храмцов проходит лечение у психиатра Верхоянской. Метод ее довольно своеобразен. Почти никаких лекарств. Пациент должен описать на бумаге те события собственной жизни, которые сильнее всего его потрясли и, соответственно, на него повлияли. Свести их в едино Храмцову чрезвычайно трудно. Задача эта сама по себе непростая, но в данном случае она невероятно усложняется из-за того, что Храмцов – современный врач. Он не способен видеть в человеке самотождественную простую целостность, то, что философы-постмодернисты называют «полым телом без органов». Слишком уж он хорошо знает, что там у человека внутри. По роду занятий всю свою сознательную жизнь Храмцов был материалистом. Само существование души, раз уж оно не подтверждается вскрытием, для него проблематично. Ее исцеление и уж тем более спасение – особенно.
Поначалу текст Ольги Аникиной кажется похожим на собрания курьезов из врачебной практики. От рассказа к рассказу градус абсурда растет. Однако «Белая обезьяна, черный экран» – все же роман. Постепенно из разрозненных кусочков складывается мозаика с четкой композицией. Можно сказать, что в финале Храмцов обретает собственное «я» и одновременно от него отказывается. Возможно, эта формулировка кому-то покажется надуманной и претенциозной, однако в сотворенном Аникиной мире, в котором свой мир мы узнаем без труда, это, во-первых, событие вполне естественное, во-вторых, с определенного момента, безусловно, желанное. Читателю остается лишь аплодировать автору, как аплодируют пилоту, сумевшему в аварийной ситуации посадить самолет без единого лишнего толчка.
Что же касается читателей романа Аникиной в ЖЗ , то преобладающая группа по возрасту здесь – те, кому от 35 до 44 лет, по полу – женщины. Для категории прозаических новинок Журнального Зала такая структура аудитории весьма необычна.
http://magazines.russ.ru/…/belaya-obezyana-chyornyj-ekran.h…

Василий Костырко