Facebook (2016) – 2

Опубликовано: ФБ, 2016, 30 сентября, Сергей Костырко

Источник: https://www.facebook.com/skostyrko1/posts/1133930763310919

Автор: Василий Костырко

Вдогонку к августовскому рейтингу. http://magazines.russ.ru/rejtingi/rejting-avgust-2016/
Поэзия.
№1 Светлана Кекова. Сон в Лазареву субботу. Стихи – «Знамя» № 8, 2016 http://magazines.russ.ru/…/20…/8/son-v-lazarevu-subbotu.html
Подборка Светланы Кековой о бренности человека и неистребимости жизни. Сами мы смертны, но вместе с тем удивительно устойчивы в нашем быту те вещички и пустяковины, на которых отпечаталось наше мимолетное присутствие, – половички, самовар, старое платье и т.д. И невероятно живуча всевозможная мелкая живность вокруг. Разумеется, это любование травами, насекомыми и мелкими птахами не что иное, как вера, и речь идет не о конкретных вещах, но о вечных формах, эйдосах, неизменных то ли на платоновских небесах, то ли в христианском раю: «И солдатик с пачкою «Казбека»/овощной обходит молча ряд, /чтоб купить у старого узбека/символ воскресения — гранат».

№ 2 Сергей Соловьев. Блуждающий театр. Стихи – «Волга» № 7-8, 2016 http://magazines.russ.ru/…/2016/7-8/bluzhdayushij-teatr.html
Сергей Соловьев – философ-феноменолог, пытающийся решить сложнейшее уравнение. Начнем с того, что блуждающий театр – это сам субъект, «я», «сознание», которое не существует или же не может ухватить само себя. Однако избавиться от вопрошания «что же я такое?» наш “мнимый субъект” тоже не может или не хочет. Более того, пытается, оперируя неизвестными, постичь, что такое любовь и близость. Это отстранение, эти героические потуги трогательного в своей беспомощности разума, разумеется, нисколько не замедляют сам поток жизни: «Она говорит: давай сойдемся без понимания. /Это мне нравится. Да, пусть постоит в стороне. /А лучше – пойдет прогуляется на свидание/со своим отсутствием.»

№ 3 Александр Габриэль. Сквозь времени разломы. Стихотворения – «Дети Ра» № 6(140), 2016 http://magazines.russ.ru/…/2016/6/skvoz-vremeni-razlomy.html
Александр Габриэль – поэт смирения. Оно появляется уже где-то к середине жизни как следствие ее непонимания. Из смирения возникает мера, из меры – гармония, из гармонии мудрость. И уже не вызывает вопросов, как так – жизнь не удалась и вполне удалась одновременно: «Вдалеке от Стикса, но близ устья Леты,/ словно Водяному, полетать охота…/ Но взамен — качели да в альбомах фото… Хорошо, что может радовать кого-то/ человек эпохи ВИА «Самоцветы»
.
№ 4 Владимир Салимон. Красная трава. Стихи – «Новый Мир» № 3, 2016http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2016/3/krasnaya-trava.html
Поэзия Салимона консервативна. Это движение в каноне, медитация над формой, словно со времен Пушкина и Тютчева люди и стихи почти не изменились, или изменились, но совсем чуть-чуть. Как всегда бывает в таких случаях, спокойствие и ясность поэтического взгляда требуют от автора самообладания и подлинного мужества, противостояния времени, в которое мы погружены. Чтобы несвобода прошла как докучливый морок, нужно иметь не только тренированное воображение, но и сильную волю: «Шел и шел я по голому полю,/долго-долго, покуда свой сон/не прошел я, как злую неволю,/на которую был обречен».

№ 5 Валерий Шубинский. Тёмная ночь. Стихи – «Знамя» № 8, 2016 http://magazines.russ.ru/znamia/2016/8/tyomnaya-noch.html
Нельзя сказать, что в нашем обществе, вроде как переболевшем атеизмом, утвердилось правильное отношение к мертвым. Тут есть еще чему поучиться у древних, а вот без конца взывать к павшим, что особенно ужасно, подчас не упокоившимся в мире и не известным по именам, не следует. Как бы не вышло чего: «и тому кто поёт о любви в проводах / аплодируют призраки в задних рядах / но картонные стены театра /начинают качаться»
Куда разумнее почтительно проводить предков в мир иной, пока они не превратились в демонов. К этому собственно и клонит Валерий Шубинский : «вот ваш хлеб/ вот ваши бобы / идите во тьму/ оставьте мой дом».

№ 6 Андрей Василевский. Вразброс. Стихи – «Новый Мир» № 3, 2016 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2016/3/vrazbros.html
Жизнь профессионального литератора – это пометки на полях книг, маргиналии. Но вот значит ли это, что она иллюзорна? Мельче, ничтожнее жизни «реальной»? Ведь именно с этой позиции лучше всего видны швы повседневности, слепые пятна, которые обыденный разум привык игнорировать. А зря: «откуда бы ни начал начинай издалека / встретившись с президентом не думай что ты крут / почитай-ка витгенштейна о проблемах языка / одни лишь междометия нам не врут».