Год литературы – 3

Опубликовано: Год литературы, 09.10.2019

Источник: https://godliteratury.ru/projects/obzor-literaturnoy-periodiki-pervaya-2

Автор: Борис Кутенков

Самое интересное из мира литературных интернет-изданий, «толстых» журналов и социальных сетей в обзоре Бориса Кутенкова


Начнём с важного проблемного материала в журнале «Волга», поводом для которого стали дискуссии, разгоревшиеся вокруг основанной в этом году премии «Неистовый Виссарион». Опрос критиков о состоянии нынешнего русскоязычного литературно-критического поля пространство-текста-№ 9-10-2019-год/, кажется, окончательно опровергает мнения о «несуществовании» жанра. Дмитрий Бавильский грустит о сегментированности литературного пространства и зацикленности издателей на коммерческих интересах: «Будущее наступает каждый день, и я наблюдаю, как меняется “парадигма потребления” текстов, как мутируют формы бытования обыденного чтения. То, что еще недавно казалось незыблемым и традиционным, устаревает и съёживается, зато расцветают бурным цветом всякие там подкасты и книжные инстаграмеры, что и вовсе кажется оксюморонным, так как тексты – это про буквы, а не про картинки, даже если и с обложками. Дело же не в том, что есть критика, а есть эссеистика, есть обозреватели быстрого реагирования, а есть общепризнанные аналитики, которых все днем с огнем ищут, но почему-то все никак не находят, хотя люди, привыкшие писать аналитические статьи, чаще и чаще сидят без работы, а в том, что нет вменяемой культурной экономики, разветвлённой и нишевой издательских инфраструктур, отработанной книготорговой практики». Сергей Костырко рассуждает о типах современных критиков: «Опору современной литературной критики я, например, вижу в творчестве критиков, которые, выстраивая концепцию литературы, из которой они исходят, соблюдают традиционное соотношение опоры на науку (современную филологию) с собственным художественным чутьём, своей интуицией художника. Типы этих критиков представлены в списке шорт-листа “Неистового Виссариона”: Андреем Пермяковым, Юлией Подлубновой, Дмитрием Бавильским, Ольгой Балла, Марией Галиной и другими. И тут уже не важно, берут ли эти критики на себя труд отдельно прописывать свои опорные представления о литературе (как, скажем, это происходит в статьях Пермякова или Подлубновой), или же критик реализует себя почти исключительно в жанре рецензии, как Ольга Балла. И там, и там присутствие своей проработанной каждым из них концепции современной литературы для меня как читателя легко восстанавливается уже самой логикой их анализа и системой критериев оценки». Первые ему симпатичнее, похвалить вторых побуждает толерантность: «Ну а рядом с этими вот критиками-“традиционалистами” продолжают свою работу критики, вдохновленные обозначившейся в 90-е годы новой волной литературной критики, которая была оформлена в журнале “Новое литературное обозрение”».

Юлия Подлубнова делает замечания о критериях объективности внутри премиального сюжета: «Лонг-лист мне показался апофеозом эклектики, но очевидно, что круг номинаторов и институций, которые могли номинировать критиков на премию, не был каким-либо образом ограничен. Некоторых авторов выдвигали несколько номинаторов – вот здесь, мне кажется, стоит продумать регламент приема заявок во втором сезоне, потому что мне, например, ясно, как можно выстроить механизм накрутки условного рейтинга внутри премиального лонга, хотя я сама, разумеется, так не делала, как, думаю, ничего не предпринимала Ольга Балла, абсолютный чемпион по количеству выдвижений, и другие “популярные” критики из первого сезона…»

(…)