Год литературы – 3 (2022 год)

Опубликовано: Год литературы, 18. 08. 2022
Источник: https://godliteratury.ru/articles/2022/08/18/10-luchshih-stihotvorenij-leto-2022-v-literaturnoj-periodike?fbclid=IwAR3msS37yg8eO2lC0WIi1Vazregn2tWyIKOS6QnbMkd1bU_IxqA8J0Z3H3Q
Автор: Борис Кутенков

10 ЛУЧШИХ СТИХОТВОРЕНИЙ (ЛЕТО-2022) В ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕРИОДИКЕ

О стихах Владимира Иванова, Олега Дозморова, Романа Шишкова, Матвея Цапко, Ганны Шевченко, Ирины Ермаковой, Владимира Кошелева, Екатерины Макушиной, Дмитрия Пескова, Ирины Перуновой — в обзоре Бориса Кутенкова

(…)

  1. Олег Дозморов. «Так вот какой фигачил холодок…»

(«Волга», № 7-8)

 

***

Так вот какой фигачил холодок
сквозь дыры в заднике смешного балагана,
так вот о чем предупреждает Блок
и тайно жаждет, только нам туманно,

так вот о чем вопил другой пиит,
и звёздный ужас рассекал на части
и мир, и свет, и дом, где стол накрыт,
пока мы байки слушали в подкасте,

и пили в чашках глиняных улонг,
и подзывали вновь официанта,
и кто так и не выучил урок
художника, поэта, музыканта,

кто думал, что циничное верней,
что все имеет цену и тем крепко,
теперь летит, как маленькая щепка,
среди миров, пространства, звезд, огней.

И вновь – Блок, не оставляющий поэтов сегодняшней подборки (видимо, его наследие особым образом актуализировалось в непростые времена). Стихотворение Олега Дозморова кажется предельно понятным, но «держит» его, привносит уровень сложности, как часто бывает у этого поэта, прихотливый литературный интертекст. Слегка жеманное «нам туманно» отсылает скорее к «Стихам о Прекрасной Даме», к туманам символизма, в то же время упоминание «смешного балагана» относит к блоковскому «Балаганчику» и создаёт контекст фарсовости. Однако если соотнести «нам туманно» с неясностью перспектив сегодняшней нашей с вами реальности, – то видится, что это уже про другое: в дозморовском тексте этот переход значения понятен без слов. В то же время вторая отсылка к Блоку («тайно жаждет») недвусмысленно ведёт к «Двенадцати», к прославлению «мирового пожара» и к последующему горькому разочарованию. Таким образом, вся литература у Дозморова оказывается закадровым пространством предупреждающего интертекста, тогда как параллель с современностью дана в контексте зримой наглядности.

А вот кто такой «другой пиит»? Судя по «дому, где стол накрыт», это может быть Арсений Тарковский, и здесь снова возникает предупреждающий контекст – гости, накрытый стол, стук в дверь у Дозморова трансформируются в своеобразное «мене, текел, упарсин» с характерной для игроков безмятежностью. Глагольный ряд, едва ли не избыточно нагнетаемый, создаёт обессмысливающий минус-эффект бездействия и бессилия – и в этом сила художественного решения. Финал с интонационной цитатой из Анненского кажется загадочным – тут и предупреждение о том, что головокружительного хаоса в меняющемся мире не избежит никто, даже прагматичные циники. Но сам полёт захватывающ и тем поэтичен (а «пространство, звёзды, огни» сами есть поэзия), что, как ни крути, создаёт некое утешение даже на фоне «бессмысленных» предупреждений классиков.

(…)