Опубликовано: Лиterraтура, 20 янв 2017
ЛИТЕРАТУРА НА ПОРОГЕ 2017-ГО: ИТОГИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Незадолго до наступления нового года «Лиterraтура» обратилась к своим постоянным колумнистам с вопросами:
- Каким был для вас литературный 2016 год? Появились ли новые имена, заслуживающие внимания? Какие тексты оказались важнейшими?
- Расскажите об итогах года применительно к своему обозревательскому сегменту (обзоры литературной периодики – Юлия Подлубнова, книжные новинки – Сергей Оробий, переводная литература – Анна Аликевич, западная академическая литература о России – Ольга Брейнингер, детская литература – Ольга Бухина).
ЮЛИЯ ПОДЛУБНОВА:
- Для меня очевидно, что 2016 год прошёл под знаком консервативного поворота в общественной жизни и в литературе, – такая долгоиграющая тенденция, вышедшая на первый план в последние годы. Не так давно Ольга Славникова, похоже, закрывшая проект «Дебют», констатировала, что молодые снова стали реалистами. С этим сложно не согласиться, добавив лишь, что – уже никакими не новыми, а самыми кондовыми. Почитайте, например, «Трубач у врат зари» Романа Богословского – начало немного затянуто, но в целом хороший роман про 1990-е, реалистический. Правда, никуда не деться от ощущения, что 1990-е изображены сильно в духе нынешнего консервативного времени. Выбрала лучший пример, что же тогда говорить про остальное?
(…)
Я не против консерватизма как такового, я, к примеру, люблю лучшую прозу Романа Сенчина, но, честное слово, хочется уже чего-то нового. Хочется, скажем, побольше Вячеслава Ставецкого или Алексея Сальникова. «Квартира» Ставецкого ведь тоже про общечеловеческие ценности, просто – без клише. «Петровы в гриппе и вокруг него» Сальникова – ещё одна удача вне трендов. В романе завораживают загадочная, какая-то внеземная атмосфера и при этом свирепая точность в деталях, которую можно сравнить с тем, что некогда делала в прозе та же Ольга Славникова.
(…)