Лиterraтура  (2017) – 5

Опубликовано: Лиterraтура, 2017, №104 от 5.08.2017

Источник: http://literratura.org/issue_reviews/2429-obzor-zhurnalnyh-poeticheskih-podborok-ot-050917.html

Автор: Дмитрий Артис

Обзор журнальных поэтических подборок от 05.09.17

(…)

Елена Зейферт. «Язык» и др. стихи // Волга, № 1, 2017

Наслоение метафор выводит поэтическую речь Елены Зейферт за пределы бытового уровня, при этом тексты остаются вменяемыми – слова визуализируются, смыслы считываются, ситуации, даже если не узнаются, то спокойно принимаются. Отсутствует какое-либо взаимодействие с объективными условиями человеческой жизни. Мир Елены Зейферт развивается параллельно существующей реальности, стараясь не пересекаться с ней. Он сам по себе – не наперекор и не в противовес. В этом его отдельность. Не сравнивайте с болезненной отчуждённостью. Стихи бесконфликтны. Темы не затрагивают социальную проблематику, что в какой-то мере помогает стихотворениям, подобно живым организмам, адаптироваться в современной литературной среде, избежав давления общего эволюционного процесса.

этот звуковой пейзаж
рождается внутри арки между рёбрами гиганта

В основе поэтики Елены Зейферт лежит изучение (применительно к слову «поэтика» можно сказать, что в основе лежит «воспевание») природы языка – естественно созданной человеком знаковой системы. Достаточно характерная для неё подборка стихотворений вышла в первом номере журнала «Волга» (2017 г.). Журнал «Волга» славен публикациями лабораторных работ со словом, поэтому стихи Елены хорошо встраиваются в его концепцию. Называется подборка «Язык» и др. стихи» – первое слово взято в кавычки, скорее всего, для того, чтобы не вводить читателя в заблуждение, будто в подборке рассказывается об органе вкуса. Хотя, на мой взгляд, что с кавычками, что без – название в любом случае воспринимается двояко. Именно в этой двоякости мне видится особенный интерес.

сколько золота и серебра в бронзе языка!

Многозначность метафор Елены Зейферт позволяет интерпретировать стихи, вытаскивая наружу их скрытую эротическую составляющую, бьющую в саму суть взаимоотношений между мужчиной и женщиной, где получение сексуального удовольствия непрерывно связано с деторождением – продолжением рода. Подобная система ценностей лежит в основе популяции человека, имеет древние корни.

как плод я выносила воздух
и вынула его из своего бессонного уха
окликнув первичным именем

а н н а

Взять, к примеру, заглавное стихотворение (первое в подборке) «Язык», в котором посредством метафор описывается появление на свет звука / слова. Описание включает в себя образный ряд, перекликающийся с первым сексуальным влечением, самим половым актом, зачатием, беременностью и рождением ребёнка. А вот во втором стихотворении «parisium» считывается заключительный этап взросления, становления личности этого ребёнка – формирование культуры, которая находится в прямой зависимости от среды обитания – языка, речи. Мальчик, ставший мужчиной, предстаёт «рослым Лувром», который опускается на колено перед женщиной-цветком.

рослый лувр опустился на колено
перед цветком
выросшим между плитками на мостовой

Способы тематического раскрытия не лишены манерности, которая, с одной стороны, защищает стихотворные тексты, маскируя их под окружающий мир, а с другой стороны – подставляет под удар, взывая к инстинктам. Некоторые образы невозможно читать без подростковой ухмылки. Забываешь об уроках сдержанности. Сущность лезет наружу. Показательно последнее стихотворение и строки, где мужской взгляд сравнивается с «влажным каштаном» – ярко выраженный фаллический символ, который усиливается упоминанием лошадей – символом женского вожделения:

я влекома к лугам
где пасутся тёмно-гнедые лошади твоих радужек
диковинные сентябрьские лошади выточенные из влажного каштана

Поначалу даже не понимаешь, что взгляд, к которому влечёт лирическую героиню Елены Зейферт, – это не что иное как сама поэтическая (или просто человеческая) речь.

зёрна
моего зрения
кормят
разбежавшихся птенцов
которых так хочется собрать с твоей детской верхней губы
и мягкой поросли подбородка
и вернуть в гнездо языка

Такие стихи уже мало кто делает. Норовят назвать всё своим именем и ждут восторженных аплодисментов поклонников, вкупе с грамотой «за проявленную смелость» от старших товарищей. Но смелость как раз в другом – обратном, в том, чем занимается Елена Зейферт.