Опубликовано: Лиterraтура, № 120 июль 2018 г.
Источник: http://literratura.org/issue_reviews/2861-obzor-poeticheskih-podborok-zhurnalnogo-zala.html
Авторы: Юлия Крылова
ЮЛИЯ КРЫЛОВА
ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ ПОДБОРОК «ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА»
(…)
Иван Стариков «Занимательная палеонтология»
http://magazines.russ.ru/volga/2018/5-6/zanimatelnaya-paleontologiya.html
http://magazines.russ.ru/arion/2018/2/ivan-starikov.html
http://magazines.russ.ru/znamia/2018/5/v-knigu-carstv-zhalob-i-predlozhenij.html
Более подходящего названия, чем «Занимательная палеонтология» для стихов Ивана Старикова сложно придумать, потому что автор сначала копается в языке, а потом на основе некоторых найденных реликтов создает научную теорию стихи.
Тексты всегда отталкиваются от некой «забавной» мысли, а потом уже речь заводит поэта далеко. Это можно отследить на стихотворении, давшему название подборке. Автор опровергает обвинения во вторичности тем, что вспоминает — в истории Земли были третичный и четвертичные периоды, и в толще новой формы всегда можно обнаружить и «панцирную рыбу силлабики», и «динозавра соцреализма».
Занимательная палеонтология
кто-нибудь конечно заявит
мол ваша поэзия вторична
пожалуй придётся разочаровать
разве что третична и четвертична
но как геологические периоды
google если что в помощь
сквозь которые слоями иногда проступают
панцирные рыбы силлабики
большие морские лилии золотого века
древовидные папоротники серебряного
гигантские футуристические стрекозы
динозавры соцреализма
постмодернистские зубастые птицы
и прочая и прочая и прочая
интереснейшая флора и фауна
бывшая когда-то живой
Лариса Йоонас «Мировое словесное электричество»
http://magazines.russ.ru/volga/2018/5-6/mirovoe-slovesnoe-elektrichestvo.html
Что есть поэзия? Часто ее сравнивают с архитектурой — дескать и то и другое построено. Есть даже термин архитектоника стиха, то есть его композиция, в широком смысле, и строфика, в узком. Главное в архитектуре — достижение гармонии, укладывание кирпичиков ряд за рядом, чтобы они идеально подходили к друг другу. По Заболоцкому — лучшие слова в лучшем порядке.
Есть и другой способ — стихотворение как цепь ассоциаций, возможно не прямо связанных с друг другом. По Мандельштаму — пустота между узоров брюссельского кружева. Часто такие стихи начинаются из пустоты и в пустоту уходят.
У Ларисы Йоонас свой третий путь — путь словесного электричества. Вначале текста ты чувствуешь легкое напряжение, покалывание в пальцах, а потом вместе с последней строкой — атмосфера разряжается, ударяет молния, и воздухе как-то по особому пахнет озоном. Мне этот путь близок.
* * *
Если бог существует
то неустанно дежурит возле томографа
прощая и милуя всех
и тех кто не молился тоже
ведь он единственный кто знает
сколько их было
не веривших в его существование.
(…)
Настя Запоева «Нас накрывает тьмой…»
http://magazines.russ.ru/volga/2018/5-6/nas-nakryvaet-tmoj.html
Наверное, только те, кто рос в 90-е, могут полностью прочувствуют стихи Насти Запоевой. Бренчание «Кино» во дворе, сад из окурков, отец, правый с получки и пронзительное ощущение смерти, которое бывает только в подростковом возрасте. Всё это — ощущение детства, в котором ты «накрываешься тьмой, как жестким одеялом и единственное, что может её разогнать — это скорая с мигалкой. Но разгонит ли — неизвестно.
* * *
тебе говна ещё и ложку
мне папа в детстве говорил
меня катают в неотложке
он часто прав с получки был
что жизнь катается с мигалкой
трясёт с устатку потолок
и никому тебя не жалко
а про Христа он не волок
теперь пельмени внутривенно
на поворотах вводят мне
и жизнь продолжится мгновенно
чтоб не начаться в этой тьме
она катается с мигалкой
должно быть разгоняет мглу
и мне отца бывает жалко
не знаю даже почему