Литосфера 2019

Опубликовано: 27 фев 2019,  Литосфера, 2019, № 2

Источник: http://litosfera.info/articles/50-olga-devsh-obzor-pojeticheskih-publikacij.html

Автор: Ольга Девш

ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

(…)

В текущей «Волге» (№ 1–2, 2019) поэтические подборки на любой вкус. От потоковой сингулярности Альбины Борбат, Богдана Агриса и Алексея Порвина — до виртуозного селфи-гобелена от мастера Феликса Чечика. В его нынешней подборке есть всё, за что хочется ухватиться в ветреную погоду.

Полагаю, что я не один и не двое
нас, поставивших «на»; мы стоим на кону,
не теряя надежд. Но берет за живое
иногда, что не нужно уже никому.
Ничего. Как-нибудь. Не впервой. Не напрасно.
Нам ли это не знать? Сколько лет, сколько зим.

Навещать свою память настолько красиво и часто, каждый раз с новыми подарками, душевную теплоту приносить из «потом» в «до», а не наоборот, чтобы не оказалось всё зряшным, — не каждый человек умеет, может, хочет. У Чечика этому учишься.

Жизни мотив
на любовь обречён.  

И стихи, синтаксически так порой лихо закрученные, но не теряющие простоты и гибкости, подтверждают выверенным слогом. И абсолютно не чувствуется натужности, будто между перекурами написано на форзаце книжки, случайно взятой с полки в комнате приятеля. Поэт немного ироничен, но привязанность, как и предвзятость его, объективны. Серьёзно жить без прошлого нельзя. И Феликс Чечик, прекрасно зная это, стихами показывает, как необходимо работать на собственном гештальном поле, а потом пересказывать истории барыни-истории своим поэтическим языком. Это редкость.

Что ещё предлагает «Волга»?
А вот.
«Небесным головокруженьем» Елены Сунцовой приятно начинать, например, серебристо-лазурное утро или предварять долгую ночь. Стихи хорошо ложатся на внутренний слух, ритм и рифмовка не отягощены сложными вывертами. Знаками препинания «распнуты» только первое и последнее стихотворение подборки, все остальные свободны от, казалось бы, формализма. (Совпадение или своеобразные кавычки?) Интонацию ищи сам по смыслу. Вариантов не много, авторская мысль движется в русле преобладающей логичности, но есть и такие неожиданные метафоричные решения:

Из темноты из глубины
Туда где мы туда где сны
Под покрывалом языка
Где в строку падает строка 

— что придаёт некую пикантность тексту. Есть впечатление лёгкого акцента, ведь автор, живя в Нью-Йорке, чаще, наверное, говорит, а может и думает, на иностранном языке. И это скорее на пользу стихам Елены Сунцовой, потому что женская манера говорить предметно, но мечтательно-скоропалительным тоном, привлекательности не теряет.

Однако способность видеть жизнь в пикселях демонстрирует Андрей Пермяков подборкой «Как починить свет».Опытный автор. Заметная уверенная строка. Импликация и повествование. Тон поэта средне-скользящий. Он описывает происходящее как Present Continuous (настоящее длительное время), бесшовно переходящее в Past Continuous (прошедшее длительное время). Разница едва видна, потому что экспрессии в выводах-проводах прошлого не ощущаешь. Пермяков как созерцательный реалист изображает облака облаками — еле-еле двигающимися, проволоку проволокой — играющей, звенящей, убывающие росы росами — убивающими. Факт как образ. Или образ как факт. Повторенный несколько раз факт-образ усиливает свою начинку, и смысл детонирует сам, когда добавленные или изменённые элементы в финале сопрягаются. В случае со стихами, которые с акупунктурной точностью попадают в ментальную мишень, о первичном импульсе говорить не обязательно.

Собака бежала.
Вторая собака бежала.
Свет жалил.
Милая говорила.
Мило так говорила.
Через стекло говорила.
Было. 

И что тут, собственно, добавишь?..
Читайте поэзию! Она для вас.