Pechorin.net – 6 (2021 год)

Опубликовано: Pechorin.net Портал больших литературных возможностей. Декабрь 2021
Источник: https://pechorin.net/raz/249?fbclid=IwAR1_t7kv9WlDRywLZx0JTZf1DZtK3H569BCA0c-zJTCviB1Rcu_Nu0ReKUA 
Автор: Ксюша Вежбицкая

Исследование: стенограмма жизни

(о журнале «Волга» № 11-12 (495), 2021)

Главная тема этого номера – исследование. Исследование тайн, явлений природы и жизни, изучение поэзии. И не важно, что исследуют герои произведений – архитектуру или архивы – рано или поздно предметом изучения становятся они сами.

Центральный прозаический материал номера – архитектурно-литературное расследование писательницы и художницы Татьяны Риздвенко под названием «Ротонда-трип». Жанр произведения сам автор характеризует как «история одного проекта». Что ж, это действительно история – откровенная, почти дневниковая, местами запутанная, как трип – дорога, или трип – игра с сознанием.

Героиня истории и ее друзья – страстные почитатели «русского Леонардо да Винчи» Николая Александровича Львова, архитектора эпохи Просвещения. Результатом изучения его жизни становится рассказ под названием «Ротонда», который героиня отпускает в мир под псевдонимом Евгении Рождествиной. Каково же удивление писательницы Тани, когда тот же рассказ, но с другой концовкой в журнал присылает «настоящий» Евгений Рождествин. Или ненастоящий? Вместе с героиней мы пытаемся разобраться, откуда взялся «выдуманный» писатель. Два детектива – про Львова и трех Рождествиных – сливаются в один.

Татьяна (почти написала «Евгения») – мастер мистификации. Что называется, следите за руками. Повествование ведется нарочито небрежно, как будто, медитируя среди элегических картин, автор и читателя вводит в медитативное состояние, время от времени подбрасывая такие художественные и точные фрагменты, что дивишься – а можно так весь текст? А потом писатель цитирует рецензию на «Ротонду»: «Автор статьи отметила (-а, критик был(-а) женщина) прыжки во времени, изящную игру в детектив, обманки, капканы, разложенные в ткани повествования. Легкость, разговорность текста, даже некоторая его легкомысленность, поддернула критик, в сочетании с фактурой и страстями времен эпохи Просвещения дают неожиданный эффект». На этом фрагменте я остановила чтение, потому что лучше ведь и не скажешь. Что-то в этом роде я и планировала написать в своей рецензии на эту историю. Но автор опередил меня, отработав и за критика. В этот момент я почти поверила в существование Рождествиных и рассказа «Ротонда». Но Google со мной не согласился. К счастью, реальность Львова и самой Татьяны Риздвенко (почти написала «Рождествиной») сомнению не подвергал.

А что если все Рождествины – это просто растроение личности писательницы Тани под влиянием страсти ко Львову? Как в «Бойцовском клубе»? За отгадками стоит отправиться в саму историю.

Продолжает тему исследований екатеринбургский автор, актер и драматург Денис Сорокотягин. В рассказе «Архивные папки» главный герой обращается к архивам, только изучает он самого себя, а архивы – это «стенограмма» его жизни. В другом произведении под названием «Бродячая Гета» понять себя герою помогает Генриетта Адамовна, прохожая старушка с необыкновенной жизненной историей, как в приключенческих фильмах. Большую часть рассказа и занимает краткий, но насыщенный пересказ ее судьбы. Эта насыщенность позволяет развить представленные эпизоды до большей художественной формы.

В рассказе «Опись плесени» студентка Литературного института Софья Суркова пишет об исследовательнице, которой заботливые родители выдали денег на изучение плесневых грибов. Позавидовать героине мы толком не успеваем, потому что она скоропостижно сходит с ума в окружении разросшихся грибниц. Читать этот рассказ сложно, и даже не из-за описаний картин Босха, которые обнаруживаются в каждом грибке при ближайшем рассмотрении, но из-за языковых конструкций: «мной было принято бодрое решение», «произошедшие на ее пути странности», «мальчишки, гремящие, как кухонная утварь». В финале рассказа читатель остается в недоумении – кто же эта торговка из Хосты? Ученый? Враг? Наконец, воплотившаяся плесень?

Прозаик Тамерлан Гаджиев осмысляет конфликт азербайджанцев и армян в рассказе «Футбольный матч». Рассказ построен в форме диалога между уверенным в себе, бесстрашным патриотом Рустамом и его другом Ильясом, который не желает участвовать в конфликте, но не может оставаться в стороне: «Ильяс думал о том, что пытаясь вместить в себя оба этих мира, сам он никак не мог в эти миры втиснуться». Автор пробует разобраться, является ли национальным предательством тяга к пацифизму и интерес к культуре враждебной нации. И выводы главному герою не понравятся.

Завершает прозаическую часть номера похожая на притчу зарисовка «На ободах» московского прозаика по имени Владимир Гуга. Начинается она как реалистическая, даже натуралистическая проза. Водитель маршрутки рассказывает о своей машине, но оказывается, что речь вовсе не про депрессивные городские реалии с унылыми дымящими ТЭЦ, а про путь в большом, метафизическом смысле, где размываются понятия «назад» и «вперед», а маршрутка, как лодка Харона, везет вовсе не на рабочую окраину.

Стихотворные подборки снижают накал напряжения в номере. Если вы играли в «Имаджинариум», то помните карточки из этой игры – изображения-метафоры, эдакий бесконечный лабиринт Алисы из Зазеркалья. Подборка лауреата премии «Дебют», петербургского поэта Алексея Порвина, напомнила мне эти картины. Его стихи состоят из красивых, но странных образов-загадок, в них «лезвия входят в полусумрак хлебный, тишину потроша», «мыло в блюдце тяжелеет памятью о помывочной суете», «рыбы переселились в слова», а из школьного рюкзака просыпаются жестяные тарелки, «сверкнув схожестью с гигантской чешуей поверженного зверя». Это стихотворения не для декламации, но для вдумчивого и сосредоточенного чтения, потому что целая картина из метафор может сложиться не сразу. Не торопитесь, когда будете с ними знакомиться.

В подборке Владимира Морозова мы погружаемся в минорные настроения. Его стихотворения проникнуты одиночеством, грустью осенних дней с неприютными пейзажами. Не все образы в них понятны, а некоторые заставляют крепко задуматься, например:

Ночной весны прозрачной водкой
Полны графины тополей.

Лирическому герою Насти Запоевой тоже холодно и тесно в мире. Точно отражают настроение ее стихотворений строки:

как умеем в форточку глядим
там давно накурено и пусто
кран подъёмный башня хлебзавода
городок под небом голубым.

Совсем другая подача поэтического материала у историка и журналиста Данилы Ноздрякова. Если добавить к его стихотворениям биты, можно записать трек в рэперском стиле:

легкая ветка метро
бутовская разведёнка с прицепом
нормальная кривая гаусса
нормальная
очень.

«Песенностью» стихотворения наделяют также «распевы» с повторами:

моё желание
как пятничный вечер как пятничный вечер.

А потом и вовсе в стихотворении появляется Стинг на поволжский лад:

айм эн элиен
ама литл элиен
поволжский мэн ин москоу.

Трудно читать подборку следующего автора – Сергея Золотарева – и не думать, что это еще один куплет к предыдущему треку:

в человеке все должно быть напрасным
что и делает человека прекрасным
коли жизнь бессмысленна беспощадна
то и ладно.

Рекомендую исполнителям присмотреться к этим текстам.

Также в номере нам предлагают ознакомиться с отрывком из поэтической книги Евгения Стрелкова «Контуры» и двумя рецензиями на нее. По мнению критиков, Евгений Стрелков – «поэт-странник, поэт-рыбак». Его стихотворения – созерцательны и неторопливы, как течение воды в реке. Рецензенты отмечают, что поэта восхищает «грандиозность природного замысла», воплощенная в красоте Волги. Действительно, вся подборка так или иначе связана с наблюдениями за природой.

К теме пути, путешествия обращается и поэтесса Лариса Йоонас. Ее интересует пространство города, вокзала, станций электричек. Даже засыпание у нее – «переход на другую сторону ночи», «дорога которая брезжит сквозь веки».

В рубрике «Жизнь художников» приведены фрагменты автобиографических заметок искусствоведа Вячеслава Лопатина. А вот среди критических работ находим статью Петра Казарновского о последнем трансфуристе Борисе Констрикторе, подробную рецензию Андрея Пермякова на парадоксальные стихотворения Сергея Трунева и текст Бориса Кутенкова о сборнике «ЗАЧЕМПОЭЗИЯ». В том же разделе Мария Мельникова рассуждает о метафорическом арсенале «мучительного» поэта Гоши Буренина, а Александр Ливенцов – о прозе Юлии Лукшиной. Исследования критиков органично завершают последний за этот год номер «Волги».