TextOnly

Опубликовано: TextOnly, № 48

Источник: http://textonly.ru/case/?issue=48&article=39112

Автор: Василий Чепелев

Непосредственно. О поэтическом генезисе успеха романов Алексея Сальникова

1.

Едва ли не главным действующим лицом 2018 года в большой, «романной», «премиальной» — как угодно — отечественной литературе стал выступавший де-фактодебютантом для этого сегмента литературного процесса, но при этом давно и хорошо известный экспертам и квалифицированным читателям в сегменте поэтическом, ныне екатеринбуржец, а исторически — тагильчанин Алексей Сальников. Третий по счету роман Алексея «Петровы в гриппе и вокруг него», опубликованный исходно в журнале «Волга», неожиданно (но небезосновательно!) перевернул чаши весов, и сегодня Сальников известен несоизмеримо большему количеству читателей и специалистов в первую голову именно как прозаик, а не как поэт.

Немудрено: за год «Петровы» побывали в шорт-листах «Большой книги» и «НОСа» (в рамках этой премии роман получил Приз критического сообщества), были награждены премией «Национальный бестселлер» (вручение которой сопровождалось на удивление бесцеременными и резкими даже для этой институции отзывами о романе со сцены). Первый тираж выпущенной «Редакцией Елены Шубиной» в декабре 2017 года книги Сальникова1

[1] Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 411 с.составил 3000 экземпляров и моментально разошелся, последовало несколько допечаток, последняя из которых, согласно сайту издательства АСТ, в августе 2018 года. Количество рецензий, написанных как профессиональными критиками самого разного свойства, так и соцсетевыми «обзорщиками», исчисляется сотнями. Только на одном книжном рекомендательном портале LiveLib обнаруживается больше 150 читательских отзывов. А в номинации «Лучший роман на русском языке» премии «Выбор читателей 2018», вручаемой этим порталом, Сальников единственный автор, сразу две книги которого вошли в шорт-лист: помимо «Петровых в гриппе…», это опубликованный издательством LiveBook (стартовый тираж — сразу 10 000) роман «Отдел»2

[2] Алексей Сальников. Отдел. — М.: Livebook, 2018. — 432 с., формально более ранний, выходивший также в «Волге» и для книжной версии прилично исправленный. Новая книга Сальникова, роман «Опосредованно», в журнальном варианте также только что опубликованный в «Волге»3

[3] Алексей Сальников. Опосредованно: Роман // «Волга», 2018, №9., вот-вот выйдет отдельным изданием.

Налицо ошеломляющий успех, причем едва ли не всех видов, которые только можно придумать: читательский, издательский, премиальный, экспертный, критический. Случай особенно редкий в связи с тем, что, на мой взгляд, успех Сальникова-прозаика в значительной степени обусловлен качествами Сальникова-поэта. И именно ключевые характеристики и свойства его поэтических текстов, перенесенные в тексты прозаические, обеспечили такое внимание к сальниковским романам.

Возможные параллели в обозримом прошлом — пожалуй, лишь Дмитрий Данилов и Мария Ботева, чей специфический инструментарий, хорошо известный и высоко ценимый узким кругом экспертов, был адаптирован к условной «литературе больших тиражей» и оказался гарантией читательского успеха. Данилов, известный ранее как мастер актуальной прозы созерцательно-сомнамбулического свойства, двинувшись сперва к романной форме, а затем и к драматической, завоевал гораздо большую, нежели раньше, аудиторию интеллектуальных читателей4

[4] Отдельно не могу не сказать о «встречном движении» Данилова и Сальникова. Прозаик Данилов в последние годы активно работает над поэтическими текстами, при этом не отказываясь от ключевых стилистических и оптических подходов, отработанных в прозе. Поэт Сальников привносит в прозаические тексты свои поэтические установки. Но насколько при этом перед нами во всем разные авторы! Для Данилова переход к стихам — удовлетворение вполне современной потребности в более динамичном, важном здесь и сейчас выказывании, в случае Сальникова переход к крупной прозе говорит о наличии потребности скорее противоположной: в медленном и подробном высказывании.

(…)