Знамя – 2 (2023 год)

Опубликовано: Знамя, №3, 2023
Источник: https://znamlit.ru/publication.php?id=8609&fbclid=IwAR0AM_6KoyKADcqsjdm4PHGgECMMj8QGC4E9paSUObVKIg4R8XKpMDQKuWQ
Автор: Борис Пономарев и др.

Преодолевая барьеры

Каждый молодой писатель, решивший всерьез посвятить себя литературному творчеству, сталкивается с различными соблазнами и препятствиями, затрудняющими выбор нужного пути. Эту тему редакция «Знамени» решила обсудить с несколькими молодыми прозаиками, поэтами и критиками — авторами нашего журнала, задав им ряд вопросов. С какими проблемами сталкивались лично вы и как с ними справились? Какие основные барьеры, на ваш взгляд, сегодня приходится преодолевать начинающему автору? Какой выбор у сегодняшних молодых писателей? Что, как и почему они выбирают?

(…)

Борис Пономарев

 

Самой большой проблемой на моем пути стало то, что весь современный литературный процесс существует преимущественно в Москве и Петербурге, а я живу в Калининграде. Однако мне повезло несколько раз побывать на семинарах молодых писателей и, таким образом, «заочно» войти в литературную среду. Возможно, с такой же проблемой столкнется любой молодой писатель из российских регионов. Выходом здесь окажется или активное участие в семинарах и конкурсах (фонд Филатова, АСПИР), или переезд в Москву. «Писать в регионах, публиковаться в столице» получится лишь у немногих авторов либо не получится вообще.
На мой взгляд, после двух лет пандемии и года СВО литературный процесс переживает сложные времена, и быть молодым писателем в этой обстановке нелегко. Попасть самотеком в печать сейчас чрезвычайно трудно. Издательства предпочитают публиковать «проверенных» авторов с уже имеющимся именем либо же «мейнстримные» книги. В этих условиях большим искушением для молодого автора будет попытка написать текст, ориентированный на читателя, — качественный жанровый роман либо же начавшую развиваться в последние годы литературу травмы, автофикшена и ориентального деколониализма. У такой рукописи будет больше шанс оказаться опубликованной и сделать имя своему автору. Возможно, это окажется неплохим решением.
Если изучить проблемы подробнее, то основных преград у молодого прозаи­ка, скорее всего, будет три:
— большая книга требует времени и сил, которые непросто найти в окружающих обстоятельствах;
— полученный результат легко может остаться «в столе»: малоизвестного автора не прочитают в самотеке, не возьмут в печать etc. То же касается и экспериментальной, неформатной литературы. Немногие издательства сейчас могут позволить себе публикацию «нерентабельной» книги;
— остроактуальную литературу — ту, которую Мандельштам называл «написанной без разрешения», — сейчас лучше всего печатать за рубежом и под псевдонимом, но без имени и знания механизмов литпроцесса весьма сложно попасть в зарубежное русскоязычное издание.
Однако «артхаусная», неформатная и молодая литература тоже имеет шансы быть опубликованной — к примеру, в литературных журналах. Несмотря на все обстоятельства, «толстяки» продолжают существовать и открывать новых авторов, и для многих молодых писателей публикация в литературном журнале будет отличным вариантом. Также, как упоминалось раньше, отличным решением будет участие в семинарах — где можно обнаружить путь в издательство или журнал. То же касается и конкурсов. К сожалению, такие молодежные премии, как «ФИКШН35», временно приостановили свою работу, зато «Лицей» открыл новый сезон.
Возможно, литературные журналы обретут новую жизнь (или смерть): доказательством этому, на мой взгляд, может послужить недавняя публикация стихов Германа Лукомникова в «Волге» (январь 2023 года). На протяжении двухсот лет в российской культуре литература зачастую вынуждена брать на себя особую роль, обсуждая непосредственно проблемы людей, общества и страны. В Великобритании, к примеру, подобную дискуссионную роль играет Палата общин; с той разницей, что у Палаты общин есть возможность влиять на политику государства, тогда как российская литература не обладает подобной привилегией. Литература — это еще и способ сохранить себя, сохранить внутреннюю человечность в неблагоприятных условиях; и, возможно, помочь читателю сделать то же самое. Молодой автор, работающий над книгой, должен знать, что он идет по той же сложной и благородной дороге, по которой когда-то задолго до него шли Иван Тургенев и Антон Чехов, — и, делая это, он исполняет не свое ремесло, а свой долг. По крайней мере, так должно быть в идеале.