Знамя (2017) – 7

Опубликовано: Знамя, 2017, № 11

Источник: http://magazines.russ.ru/znamia/2017/11/v-hronologicheskom-poryadke.html

Автор: Ефим Гофман

В хронологическом порядке
1917-й и сто лет после него в архивных и мемуарных публикациях 2017 года

(…)
Так уж сложилось, что разговор о таком феномене поздних советских десятилетий, как диссидентство, в наше время ведется по преимуществу в режиме безоговорочной апологии. Не выглядит исключением в этом смысле и публикация — Владимир Орлов. Александр Гинзбург: русский роман. Три главы из книги (Волга, № 7–8). В материале, посвященном судьбе одного из видных лидеров диссидентского движения, приведено немало ранее не известных широкому читателю документов, писем, эксклюзивных устных свидетельств.
Безусловной заслугой Александра Гинзбурга было составление «Белой книги» по материалам процесса Синявского — Даниэля. Сборник этот имел мировой резонанс и содействовал восприятию позорного судилища как посягательства на свободу слова, свободу творчества. Как свидетельствует Марья Васильевна Розанова-Синявская (выдержки из ее интервью приводятся в публикации): «Сложность этой работы <…> заключалась в том <…> что следовало все до поры до времени сохранять в тайне. А это было нелегко, поскольку за многими знакомыми Гинзбурга была установлена слежка. Но в итоге не КГБ обнаружил “Белую книгу”, а сам Гинзбург <…> положил ее на стол КГБ, а также послал в Верховный Совет (параллельно передав экземпляры книги за границу. — Е.Г.)».
Иными словами, эти вполне открытые действия Гинзбурга носили характер попытки урезонить произвол властей, попытки содействовать здоровому диалогу власти и общества. После ареста и лагерного срока (фактической причиной которого как раз и была «Белая книга») Гинзбург стал на путь твердой конфронтации с режимом, и, судя по дальнейшим действиям и выступлениям, он — подобно многим представителям диссидентского мейнстрима — напрочь отвергал мысли о возможности трансформировать советскую власть эволюционными методами. Это был его выбор.
А вот выбор тех, кого Гинзбург защищал тогда, в 1966 году, был существенно иным. Неслучайно Синявский шутливо называл себя «незаконным отцом диссидентского движения» и после лагеря занимался писательством, преподаванием в Сорбонне, журналом «Синтаксис». Дистанцировался от политики Даниэль, занимавшийся в последние десятилетия жизни по преимуществу литературными переводами.

(…)