Знамя 3 (2022 год)

Опубликовано: Знамя, №10, 2022
Источник: https://magazines.gorky.media/znamia/2022/10/problesk-verhnego-mira-slepyashhij.html
Автор: Валерий Шубинский

ПЕРЕУЧЕТ

Валерий Шубинский

Проблеск верхнего мира слепящий

Поэзия в бумажной и электронной периодике 2022 года


(…)

Александр Скидан. «на разъезжей ноженьки разъедутся…» // Волга. — № 7–8. — 2022.

Скидан — поэт, для которого определенный стилистический «эклектизм» и одновременно провокативность, работа на последней грани высказывания, на трагической границе смысла и бессмыслицы — личный путь; он, как и Поляков, работает с центоном, с цитатой, но его отношение к цитате совершенно иное, чем у Полякова, Степановой или, скажем, Зельченко. У Скидана чужие слова не взаимодействуют, а, скорее, резко сталкиваются, обнаруживая свою выпотрошенность, автоматизированность, — и это столкновение порождает трагический смысловой тупик; он-то и служит источником катарсиса:

               на разъезжей ноженьки разъедутся
               на ямской копытце заскользит
               что-то душенька тебе неможется
               мачта гнется и скрипит

Но именно в этой подборке хорошо видно, что поэзия Скидана отнюдь не сводится к этому расщеплению — как бы само по себе оно ни было интересно. Он умеет работать и с человеческим опытом, и с памятью культуры. Слои этого опыта и этой памяти накладываются друг на друга, и сквозь смерть «в семнадцать лет у будки телефонной» (то есть в эпоху телефонных будок, году в 1982–1983-м, когда Скидану — и мне! — было семнадцать) проступает и нынешняя современность (поиск пин-кода в мобильнике) и хрестоматийный «выход из шинели». (Смерть — это выпадение из времени?)

Возможно, центральные стихотворения подборки посвящены памяти поэ­та и литературоведа Владимира Эрля, умершего в 2020-м от последствий ковида, и трагически погибшей год спустя юной поэтессы Софьи Камилл. Вот строки из посвящения Эрлю:

               и хризантемы и конечно лилии
               и гроб столь основательно завинченный
               что никакой стране не разомкнуть

               теперь ты сам свой одинокий рай
               где точки не соединяют линии
               лежишь как бы кремнистый путь

Вот пример того, как тупик все-таки порождает смыслы, а принципиальный отказ от индивидуального «лирического голоса» ведет к лиризму более глубокому.

(…)