Опубликовано: Знамя, 2018, № 5
Источник: http://magazines.russ.ru/znamia/2018/5/ostranenie-nasilie-uyazvimost.html
Автор: Лев Оборин
Остранение, насилие, уязвимость
Пять поэтических подборок в журналах второй половины 2017 года
(…)
Артем Верле. Тяжелая техника (Волга, №№ 7–8)
Эта подборка — связный цикл, название которого отсылает и к упомянутым в нем реалиям («белые девятиэтажные дома строят на грязи / изрытой колеями оставленными тяжелой техникой / они еще пусты — внутри у них лишь мокрые серые стены / их хорошо видно сквозь пустые оконные проёмы»), и к «тяжелой технике» стиха, которую Верле здесь применяет. Это гораздо более плотные стихи, чем тексты из книги «Хворост»: если там можно было говорить о связи Верле с конкретизмом в изводе Всеволода Некрасова, то здесь «конкретность» буквализуется в бетоне. Верле в 2017 году — описатель постепенно наполняемого жизнью мира, зримого спального района со своей эстетикой. Поэзии вообще лучше, чем самой архитектуре, удается объяснить, что эту эстетику можно любить: достаточно вспомнить тексты Дмитрия Данилова или группы «Петля пристрастия». Элегичностью интонации эти стихи Верле, впрочем, скорее напоминают последние русские книги Яна Каплинского; можно даже сказать, что Верле делает для городского пейзажа то же, что Каплинский — для условного сельского:
школьный стадион покрылся коркой первого снега
да даже и не стадион — пустырь с воротами в овале беговой дорожки
да даже и не снег — лёгкий налёт первого слоя побелки по грязи
стебли трав воткнуты в снег неглубоко и колышутся
беговая дорожка просвечивает своей чернотой
как след оставшийся от инопланетного корабля
Как и эстонский поэт, Верле от описания переходит к этическим вопросам и обобщениям:
интересно а у них там — в их истории — были случаи массового уничтожения
сжигали ли они друг друга в печах доводили ли до голодной смерти
высокий и очень тощий человек с чёрным пакетом в руке
пересекает наискось стадион двигаясь в неизвестном направлении
не подозревая ничего об опустошённых глазах
замученного инопланетянина — или подозревая
Эстетическую убедительность этим пейзажам придает именно наличие одухотворяющего наблюдателя, который выискивает в геометрической гетеротопии (в понимании Фуко) нарушения — они же признаки жизни, они же признаки родства:
но вот что-то движется вдоль жёлтой стены здания
скачет в тщетных поисках каких-либо знакомых ориентиров
издалека не разобрать что это — ясно только что некая форма живой материи
борющаяся за свою жизнь посредством учащённого сердцебиения
упорно пытаясь быть здесь — как и я — формой настоящего времени
(…)