Горький – 3

Опубликовано: Горький Медиа от 15 октября 2018 года (№730)

Источник: https://gorky.media/context/istorii-boleznej/?fbclid=IwAR0HAc9pnuLCf4ZCWQyDzxc9nQab2HuaNZ-WwZ9jIx05OM2W41irht2mzvs

Автор: Наталия Черных

ИСТОРИИ БОЛЕЗНЕЙ

ПЯТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-ВРАЧЕЙ

(…)

В истории мировой литературы было немало авторов, сочетавших писательство с профессией доктора. От других сочинителей их отличает то, что они в буквальном смысле изучают человека изнутри — и, конечно, это не может не сказаться на особенностях их письма. По просьбе «Горького» Наталия Черных рассказывает о самых интересных современных писателях-врачах и их прозе.

(…)

Ольга Аникина

Женская проза нередко отличается чуткостью и особенной точностью, которую можно назвать «мягкой». Там, где уверенная рука мужчины выведет, что он считает и чего хочет, женщина скорее всего разорвет фразу или поставит знак вопроса, или даже многоточие, чтобы избежать лобового удара. Чтобы не произошла лоботомия при работе со сложными приборами языка. Однако это вовсе не значит, что женщина не знает, чего хочет или у нее нет сформированного мнения. Просто она не торопится его высказывать или уже высказала, но тихо, так что читателю придется возвращаться назад, к началу романа или рассказа.

Прозе Ольги Аникиной присущи все названные качества. Это чтение непростое, но интересное, интригующее, после которого у читателей останется больше вопросов, чем ответов. В 2017-м вышла книга рассказов Ольги Аникиной «С начала до конца», СПб, Лимбус-пресс. Название издательства уже указывает на оценку этой прозы. В «Волге»,  №5 и 6 за 2018-й, опубликован первый роман «Белая обезьяна, черный экран», и уверена, что на него будут положительные рецензии.

В фокусе прозы Ольги Аникиной судьбы. Часто — сплетения судеб, спарринг судеб (как в «Дедушке»), даже в почти акварельных ностальгических рассказах («Золотариды»).

«Только уроки танцев, только пары — чужой человек плюс чужой человек равняется танец, мое дитя, живущее несколько минут, одну недолгую танду. Смешно». («Кабесео»).

В романе интерес к судьбам, к тому, как они идут друг к другу, находят друг друга, сталкиваются, травмируются и разлетаются, выходит на новый уровень. Получается некое подобие жизнеописания. Один из рецензентов сказал — жития. Женщина пишет от лица мужчины, и ее герой действительно молодой человек, со вспышками ярости и желанием «весь мир обнять». Он тоже врач, его врачебная судьба складывается драматично, почти трагически.

Это проза исследования, наблюдения, фиксации судьбы. И при этом невозможно не отметить ее нервную, фактурную красоту. Пусть в изображенных Ольгой Аникиной судьбах много страшного, тяжелого. В этой прозе есть светлая желчь надежды, которая в конце концов пробуждает вкус к жизни.

Библиография:

Ольга Аникина. С начала до конца. Рассказы. СПб, Лимбус-пресс, 2017.

Ольга Аникина. Белая обезьяна, черный экран. Роман . «Волга», № 5, 6 2018.

(…)