Лиterraтура – 7

Опубликовано: Лиterraтура, 12.10.17

Источник: http://literratura.org/issue_reviews/2478-obzor-zhurnalnyh-poeticheskih-podborok-ot-121017.html

Автор: Дмитрий Артис

ОБЗОР ЖУРНАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ПОДБОРОК ОТ 12.10.17

 О стихах Алексея Дьячкова, Романа Рубанова, Надежды Болтачевой, Артёма Носкова, Павла Проскурякова, Олега Мошникова, Дениса Липатова, Дмитрия Близнюка

(…)

Денис Липатов. Вот самовольное сиротство… // Волга, № 5-6, 2017 г.

Иногда, кроме понимания того, что «всё тлен», хочется ещё чего-то. Сейчас по сети расходится серия мемов-анекдотов о том, как Пеппи Длинныйчулок, ложась спать, кладёт ноги на подушку, а голову прячет под одеяло, и когда Анника спрашивает, почему она так делает, то Пеппи коротко отвечает: – А потому что идите на… В другом, олитературенном варианте анекдота, Пеппи даёт волю детскому красноречию: – Я узнала, что душа смертна, поэтому не имеет особого значения, с какой стороны кровати лежат мои ноги.

В каждом из этих ответов заложено пубертатное «что хочу, то и делаю», но оба они по своей внутренней энергетике находятся на разных чашах коммуникативных весов и принадлежат двум совершенно противоположным типам людей. Первый тип – это люди, которые отказываются транслировать окружающим причины личных переживаний. Второй тип – открыто рефлексирующие личности. Они, как правило, рассказывают (достаточно подробно) обо всём, что творится у них на душе.

Если говорить о сегодняшних ныне цветущих и здравствующих авторах, то истории «лирических героев», допустим, Андрея Чемоданова, Данилы Давыдова, Василия (особенно в последних вещах) Бородина – истории, связанные с внутренним миром каждого из них, практически невозможно разобрать в разноголосице напускного косноязычия, алогизмов и неформатности поэтической речи, которой они пользуются. «А потому что идите на…» – это они. Игорь Касько (странно, что подборок Игоря до сих пор нет ни в одном «толстяке»), Владимир Косогов, Андрей Фамицкий – ближе ко второму типу авторов – к тем, которые пытаются наладить контакт с окружающей действительностью, вступают с ней в диалог, изъясняясь (объясняясь) по возможности человеческим (общедоступным) языком. Я не говорю о том, какой тип авторов лучше, а какой – хуже. Суть не в оценке творческой составляющей, а в том, что они, на мой взгляд, близки к образу Пеппи – «не как все», потому что «как все» – скучно. Даже в самых беспросветных стихах этих авторов есть место для «здорового пофигизма», позаимствованного у детского отношения к реалиям взрослого мира.

Есть ещё одна разновидность Пеппи-авторов. Представители этой группы вообще не успевают что-либо ответить Аннике, потому что она приходит с бензопилой и начинает отрезать им ноги, приговаривая: «Если вы прячете голову под одеяло, а ноги выставляете наружу, значит, они вам не нужны!» Таким авторам не хватает смелости послать всех куда подальше или же красноречия, чтобы внятно объяснить читателю суть своих проблем / переживаний.

Денис Липатов. Окончил инженерно-физико-химический факультет НГТУ им. Алексеева. Химик.

Подборка «Вот самовольное сиротство…» Дениса Липатова — попытка найти естественное для себя звучание слов, оттолкнувшись от ныне модного подражания кумиру провинции Борису Рыжему. Явно ведь, что снижение лексики до уровня «так пацаны говорят в нашем дворе», когда тебе сороковник (а Денис уже подползает к этому возрасту), перестаёт работать на автора – с пацанами-то, наверное, уже лет десять-пятнадцать как не общался. Если не больше. Всё это очень похоже на то, как переехавшие из глубинки в столицу ещё полжизни назад – утратившие с ней какую-либо связь, продолжают писать на волне любви к деревне, подсев на неё в самом начале своего творческого пути. Пацаны уже не те, да и деревня уже не та. Несоответствие давит. Причём Денис Липатов понимает, что именно это несоответствие (лирического героя и авторского «я») мешает говорить ему в полный голос – отсюда самовольное сиротство. Интересно, что не «добровольное» – по доброй воле, а именно «самовольное» – по своей воле – без какого-либо оттенка, характеризующего поступок. В этом (первом) стихотворении есть ещё одна примечательная особенность: «осиротевший» персонаж (протагонист автора) либо находится в возрастной категории «девушек» и «юношей», либо не может её внутренне преодолеть. Слова «мужчина», «женщина», «мужик», «баба» и т.п. лежат за пределами его лексического ряда. Они не опробованы на вкус, но и почерпнуть их неоткуда – нет объекта для подражания, который владеет ими, а сам – пока ещё не может.

Гуляет с девушкой такое
или меж юношей сидит –
ему и небо голубое
о чём-то низком говорит.

Автор оттолкнулся и не знает, куда плыть дальше, поэтому плывёт по течению – авось вынесет. В подборке много ни на что не указывающих слов, размывающих конечную цель. Вместо конкретики звучат заполнители, такие как: чего-то, о чём-то, какая-то, где-то, как будто кто. В прямом высказывании желание «побыть персонажем без слов». В итоге авторские метания сводятся к удалению знаков препинания – последнее стихотворение, что, в принципе, тоже не ново и вряд ли можно принять за самоцель. Всего лишь ещё одна форма отказа. Интересно будет посмотреть, куда выплывет автор. С удовольствием почитаю его следующие подборки.

но как будто кто незримый
положил конец гульбе
жизни ход неотвратимый
вновь напомнил о себе

так вот где-то околеешь
и не скажешь никому
как ты здесь овечкой блеешь
волком воешь на луну