Опубликовано: Pechorin.net Портал больших литературных возможностей
Источник: https://pechorin.net/raz/2
Автор: Родионов Иван
Об издании:
Литературно-художественный журнал «Волга» издается в Саратове с 1966 года, Выходит 6 раз в год. Публикует прозу, поэзию, драматургию, литературную критику, документальные исследования, публицистику. В пятом номере журнала был напечатан отрывок из «Чевенгура» А. Платонова. На первый номер «Волги» подписалось более 10 тысяч читателей. Среди авторов «Волги» были: А. Солженицын, В. Набоков, И. Шмелёв и др.
Редакция:
Анна Евгеньевна Сафронова (гл. редактор, проза), Алексей Святославович Александров (зам. гл. редактора, поэзия, критика), Алексей Иванович Слаповский (проза), Алексей Александрович Голицын (документальные исследования), Олег Геннадьевич Рогов (архивные публикации, критика).
Обзор номера:
Неприкаянность и ненужность прозы и оптимистическое послевкусие поэзии
(о журнале «Волга» № 1-2 (490), 2021)
Первый в 2021-м году номер журнала «Волга» вышел контрастным по настроению и чрезвычайно насыщенным по содержанию.
Главные эмоции прозаических текстов, представленных в январском номере «Волги» – неприкаянность, ненужность. Середина постпандемической зимы, в конце концов.
Крупная проза представлена новым романом Владимира Шапко, автора «Лакового «икаруса». Он носит длинное название «Настольная памятка по редактированию замужних женщин и книг».
Его герой – главный редактор одного «издыхающего» издательства Яшумов, а начинается всё вполне по-булгаковски, в духе «Театрального романа». Душная профессиональная атмосфера, бюрократические и бухгалтерские перипетии – и графоманы, графоманы, сорок тысяч графоманов (вспоминается одноимённый рассказ Андрея Синявского). Их предводитель, чиновник Савостин, написал нечто ужасное – но от него зависит получение издательством различных грантов и преференций.
Дьяволиада и Булгаков будут нарастать примерно до середины романа: появится фантасмагорический буфет, Мастер. А также Грибоедовский… правда, не дом, а канал, ибо дело происходит в Санкт-Петербурге.
Однако ближе к концу повествование станет проще и трагичнее, а закончится всё совсем грустно – дьявольское не перестаёт быть дьвольским, даже если кажется смешным.
Дальше – больше.
Писатель, поэт и переводчик Илья Оганджанов повествует о людях, чьи судьбы в какой-то момент пошли под откос. Таковы таксист и его случайная, нафантазированная им попутчица («Радио Шансон»), несостоявшиеся, потерявшие себя молодые люди («Дребезги»), погрязший в рутине папа («Аттракционы»). Герои Оганджанова – сумрачные, неуютные.
После прочтения рассказов Марины Буйвало неуютно чувствует себя уже читатель. Что будет с нами, если нас покинет Любовь – точнее, Любовь Васильевна, регистратор из районной поликлиники («У нас на районе»)? Как женское несчастливое царство ломает судьбы («Квартира 13»)? Ответы – в рассказах Марины Буйвало.
Ни в чём не преуспел и попал в ад (в прямом смысле) герой рассказа Ивана Гобзева «Моя демонка». Опять-таки ад, пусть и локальный, семейный, устраивают своему ребёнку ссорящиеся супруги («Сквозняк» Александра Вергениса). И только ностальгический, примиряющий рассказ Павла Чхартишвили «Букетик от Рамуте» несколько выбивается из настроения, заданного остальной прозой журнала.
Казалось бы, в поэзии обычно ещё больше «сумрачных настроений», чем в прозе – род обязывает. Однако стихотворения, собранные в номере – от классических до авангардных или верлибров – оставляют после себя какое-то в целом оптимистическое послевкусие. Подчёркнуто это, кстати, довольно редким в современной поэзии короткостопием строк, встречающимся сразу в нескольких текстах.
А если по именам – поэзия представлена в номере подборками Игоря Силантьева, Любы Макаревской, Эдуарда Розенштейна, Аркадия Штыпеля, Татьяны Нешумовой, Александра Корамыслова, Андрея Таюшева, Геннадия Кацова и Павла Рыбкина.
За драматургию в номере отвечает пьеса американца Дэвида Довалоса «Кто-то и компания, или Темнопад». Эта история с библейско-мильтоновскими аллюзиями и эсхатологическими предчувствиями переведена на русский язык Андреем Корчевским.
А что помимо канонического художественного троежанрия?
В рубрике «Пространство текста» Татьяна Грауз размышляет о «странных сближениях» творчества Осипа Мандельштама и Геннадия Айги, замешанных на общей печальной и гордой «могучей нищете» поэтов.
В разделе «Критика» Владимир Коркунов рассуждает о «необычной обыкновенности» стихов Павла Кричевского, Юрий Рыдкин анализирует книгу Александра Уланова «В месте здесь» сразу с нескольких сторон (идеи бессмертия Владимира Руднева, одновременности, цепи отрицаний Михаила Эпштейна, многовариантности, закольцованности), Алексей Мошков подвергает критике прямолинейность подачи в книге стихов Максима Матковского «Бельё землян», а Елена Елина рассказывает об одной удивительной книге, вышедшей в Саратове: это каталог-монография, посвящённая амфорам.
Наконец, венчает номер беседа поэта и культуртрегера Бориса Кутенкова с поэтом, литературным критиком, биографом Гумилёва и Ходасевича Валерием Шубинским. В диалоге было затронуто очень много тем: о границах поэзии, истории как лирическом материале, разделении стихотворений на «миростроительные» и «человеческие», метареализме, традициях обэриутов и многом другом. Не исключая, конечно же, разговора о книге избранных стихов Валерия Шубинского «Тёмная ночь», недавно вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение».
Родионов Иван
Родился 03.03.1986 в г. Котово Волгоградской области. Живет в г. Камышине Волгоградской области. Учитель русского языка и литературы, поэт, критик. Колумнист литературных журналов «Отчий край», «Перископ», «Бюро Постышева», интернет-портала «ГодЛитературы.РФ». Публикации в журнале «Новый мир». Автор книги «сЧётчик. Путеводитель по литературе для продолжающих». Победитель, лауреат, финалист множества различных российских и международных литературных премий. Среди них: Международный литературный Волошинский конкурс (лонг-лист, 2017), премия «_Литблог» от «Большой книги», ВШЭ и Creative writing school (финалист, 2019), премия «Лицей» (лонг-лист, 2020) и др.