Опубликовано: Pechorin.net Портал больших литературных возможностей. Октябрь 2021Начало формы
Источник: https://pechorin.net/raz/181?fbclid=IwAR2xRWbG26Y8P2zzJlDNnrCIX-_Fx8GfNuUWzpzOI80WxNyMWojGCYG3MEo
Автор: Войская Алла
В гостях у современной сказки
(о журнале «Волга» № 7-8 (493), 2021)
Одна из смысловых доминант июльско-августовского выпуска журнала «Волга» — это тема сказки, обращение к русскому фольклору. Волшебное соседствует в номере со всем тем, что мы любим и знаем с детства.
Открывается номер поэтической подборкой Екатерины Симоновой «Русский лубок». С помощью выпуклых, «лубочных», деталей поэтесса воссоздает современный российский быт. «Кусочек копченой рыбки», «маленькая желтая кастрюлька», «розовые в цветочек галоши» — поэтический мир Симоновой очень вещественен, о каждом предмете, его населяющего, поэтесса пишет с теплотой. Пусть строки Екатерины Симоновой и полны сантиментов, она напоминает читателю о неминуемости и неотвратимости смерти:
Не захочешь даже
Зайти в фейсбук,
Чтобы узнать,
Кто ещё жив, а кто уже умер,
Всё равно все, кто жив,
Сами напишут тебе,
Как придут к тебе все,
Кто умер
Полны примет нашего времени и стихотворения Андрея Пермякова в поэтической подборке «Инмар кылдэм ке». Пермяков отсылает к верховным удмуртским божествам, но куда больше говорит о Брюсе Ли, коньяке с чаем и аэропорте Домодедово. Еще более интертекстуальными и насыщенными отсылками к поп-культуре оказываются поэтические тексты Дмитрия Брисенко: здесь и «Modern Talking», и «ТикТок», и Белоснежка, и Ольга Бузова.
Наталия Черных в предисловии к подборке «Стихи из книги «СССР 2:0»» пишет, что видит Советский союз не империей зла или раем на земле, а Зазеркальем, «которое кажется более родным, чем то, что окружало при рождении». В этом преломлении виднеются цыганки в блестящих юбках, ощущает «звонкий нежный запах» антоновки, а по пути на верескову пустошь вспоминаются Толкиен, Льюис, Дороти и Водсворт.
Александр Ливенцов в рассказе «Ты тоже» обращается к мистическим обитателям леса. Его герой, волонтер фестиваля сыроедения, встречает Лешего, и тот оказывается ему намного ближе, чем большинство людей. Другая героиня русских сказок – Баба Яга – появляется в «Песне» Валерия Шубинского.
Пушкинские сюжеты перерабатываются в стихотворной подборке Натальи Игнатьевой «зима краснобайством…», в ее строках появляется царь Салтан, а три девицы превращаются в трех старушек, что «посестрились перед войной».
В номере также опубликована сказка Дмитрия Лагутина «Блуждания». К русской сказке в тексте отсылают троекратные повторения: «три истории», «трижды я слышал». Поочередно герою рассказывают о таинственных происшествиях разные люди: то про облако духов «Шалиман», то про облако вай-фая, то про загадочную яму, появляющуюся в разных местах города. Герой проживает различные этапы жизни: сначала он учится в институте, потом работает в конторах, неизменным остается одно – мистические происшествия в их маленьком городе.
Загадочный артефакт появляется и в рассказе Виталия Щигельского «Сквозь землю»; это – манускрипт, найденный в месте падения Тунгусского метеорита. Герой должен был «пролететь через центр Земли и высадиться на поверхность Овального кабинета ровно в три сорок пять по американскому времени», но всему помешали коварные интенданты, которые «стырили порох»…
Провинциальную тему продолжает Дмитрий Раскин в рассказе «Город Верхний Маслёнок и главная его достопримечательность», вероятно, это лучший текст номера. В этой простом по структуре рассказе две линии – любовные переживания стареющего профессора Вадима Андреевича Плужникова и его расследования о местном герой – Николае Кошкине, которое он и начал, только чтобы понравиться директрисе Алине Игоревне.
Когда-то Николай Кошкин спас девушку, которая пыталась утопиться от несчастной любви. С тех пор он стал объектом культа в городе. Плужников выяснил, что при жизни Кошкин был скверным человеком, да еще и доносчиком. Правда о Кошкине ранит Алину, но герой рассуждает, что, в сущности, после его разоблачающей статьи ничего не изменится, ведь людям все равно нужно во что-то верить. Однако герой ощущает, что все-таки все изменилось:
«Он, Вадим Андреевич, любит, конечно же, любит. Он успокоился после той сцены, отошел, оттаял, отругал себя за «чрезмерный драматизм» и знает, что любит. Твердо знает, да. Но чувствует, рад бы себя обмануть, но чувствует – что-то все же ушло…»
«Пьяный полицейский» Антона Ботеева – это настоящая русская Одиссея. Герой знакомится с загадочной Галей, ищущей телефонного мошенника, с «ментом» и другими персонажами, они ищут Шале, путешествуют за «солярой». А заканчивается это приключение заключением героя в палатке ПМК.
И завершает раздел прозы бессюжетный рассказ-размышление Сергея Кулакова «Страдающий», герой которого задается простым, но таким сложным вопросом: «Что со мной будет, когда меня уже не будет?».
Важную часть номера занимают публикации, посвященные ушедшим писателям. Страшные, полные смерти и ужасы стихи Вениамина Блаженного, его мрачная проза о военных днях. Блаженный пишет о войне без героического пафоса – его 41-й напоминает апокалипсис, день, когда «вдруг заговорило небо», а эвакуированных он описывает как тех, кто ест и испражняется. «Я видел: война заползала в швы матушки-России, как вши на исподнее неряшливой бабы».
Алексей Голицын пишет о саратовском поэте Виталии Волкове. В конце 30-х он попал под репрессии, а после ссылки умер от туберкулеза. Казенные формулировки протоколов допросов и судебных заседаний так ярко контрастируют с живым и легким слогом поэта:
Ты прав,
Что писательство –
Вечная драка
С цензурой,
С баббитом редакторских лбов
И лучше на Волге
Засвечивать бакан,
Чем тратить огонь
Для просящихся слов…
В конце номера опубликованы отрывки из антологии «Уйти. Остаться. Жить» издательства «Выргород», в которой помещены стихотворения ушедших в 90-е поэтов, среди них – Янка Дягилева, Катя Яровая, Макс Батурин и другие.
Завершает июльско-августовский номер журнала «Волга» раздел рецензий, состоящий из авторецензии Петра Казарновского на книгу «Транспоэтика: Авторы журнала «Транспонанс» в исследованиях и материалах», посвященной авторам позднесоветского самиздатского журнала «Транспонанс», статьи Андрея Пермякова о книге «Часть жизни» о группе «Культурная инициатива» и рецензии Наталии Черных на книгу Анны Аркатовой «Сейчас пройдет».