РИА Новости

Опубликовано: https://ria.ru/radio_programmes/20180122/1513079818.html

“Дневник читателя”. “Петровы в гриппе и вокруг него”

22.01.2018

В этом выпуске программы обсуждаем феномен романа екатеринбургского поэта, финалиста премии “Большая книга” Алексея Сальникова, а также захватывающий триллер Джона Гришэма “Остров Камино” о похищенных рукописях Фитцджеральда.

Участники:

–Шамиль Идиатуллин, писатель, лауреат премии “Большая книга”;

–Галина Юзефович, литературный критик;

–Татьяна Стоянова, бренд–менеджер “Редакции Елены Шубиной”;

– Анна Ишмуратова, сотрудник издательства Сlever.

Ведущая: Наталья Ломыкина.
(…)

КНИЖНЫЙ РАЗВОРОТ

Все новогодние каникулы в моем книжном окружении обсуждался практически  один-единственный роман “Петровы в гриппе и вокруг него” Алексея Сальникова.  Его и сейчас обсуждают в соцсетях и магазинах, за столом и при случайной встрече. Одной моей знакомой книгу посоветовали прямо в очереди в поликлинике… И это самый лучший способ книжного продвижения – сарафанное радио счастливых читателей. В это выпуске разбираемся, что это за роман и почему вдруг главным открытием этой зимы для многих стал именно он?

Казалось бы, “Петровы в гриппе и вокруг него” были опубликованы в журнале “Волга” еще в мае 2016 года (и, кстати, до сих пор лежат на сервисе “Журнальный зал” в открытом доступе”). Потом Алексей Сальников стал финалистом “Большой книги” и роман был доступен для читательского голосования. В сентябре в “Дневнике читателя” в рубрике “Большая книга” о нем рассказывал будущий лауреат Шамиль Идиатуллин.

И все-таки читатели массово открыли для себя роман Алексея Сальникова только в январе, после того, как он вышел в виде бумажной книги в “Редакции Елены Шубиной”.

Все, кто роман уже прочел, говорят, как их приятно удивило, что и на русском языке можно писать так легко, смешно и ярко. К тому же за искрометным стилем Алексея Сальникова скрывается совершенно головокружительный сюжет, который одна моя собеседница сравнила с американскими  горками – “и весело, и страшно, и дух захватывает, и хочется, чтобы это длилось подольше”.

А ведь, казалось бы, поначалу ничего особенного и не происходит. Заболевающий гриппом автослесарь Петров едет с работы домой в автобусе и единственное, чего ему хочется, поскорее оказаться в постели. Но домой он попадает не сразу, а после странных приключений. Дома его встречают гриппующая жена, с которой он, вообще-то разведен, но как бы и не совсем, и гриппующий Петров-младший. Но пока Петровы болеют, температурят, вызывают сыну врача и спорят о том, вести ли его через пару дней на елку или лучше еще подержать дома, читателя захватывает бесовщина почище гоголевской. Многие незначительные детали – от пьяных откровений собутыльника Петрова до воющей на окраине города собаки – оказываются важной и нужной подсказкой.

И тут я процитирую Facebook редактора “Дойче Велле” Марины Барановска “Дойдя до последней страницы, вдруг неожиданно понимаешь, что роман еще и закольцован, так что с восторгом тут же открываешь первую страницу и начинаешь читать во второй раз, пытаясь найти все ранее незамеченные детали и символы“. И вот мне кажется, именно эта читательская радость от свежей, смешной, здорово написанной современной русской прозы и запускает то самое сарафанное радио. О феномене книги Алексея Сальникова я спросила авторитетного литературного критика Галину Юзефович, и мы во мнениях сошлись.

В общем, отправляясь в зимний Екатеринбург вместе с героями Сальникова, будьте готовы к запойному, слегка лихорадочному чтению. И помните,  что  иногда случайное – вовсе не случайно, и что-то незначительное может оказаться важным. Впрочем, в обратную сторону это тоже работает.
(…)