Опубликовано: 7 января, 2021 Textura
Гуманитарные итоги 2010-2020. Прозаик десятилетия. Часть II
- Кого бы Вы могли назвать «прозаиком десятилетия» (2010—2020 гг.)? (При ответе можно учитывать любые факторы: как творческую продуктивность, так и личную/вкусовую заинтересованность в творчестве конкретного прозаика, или их сочетание). Что Вы сами вкладываете в это определение — и почему?
- Расскажите о творческой эволюции выбранного автора. Менялась ли его манера и, если да, то как?
- Общим местом в наши дни стало наличие культурного перепроизводства — или, как уточняет Евгений Абдуллаев в нашем предыдущем опросе, «информационного перепроизводства. Культурно-значимых книг (фильмов, спектаклей…) “производилось” в десятые не больше, чем в нулевые или девяностые. А вот информационный гул — возрос до верхнего акустического порога». В связи с этим хочется спросить: занял ли выбранный Вами автор достойное место в литературном контексте, уместно ли говорить о его признанности? Если да, то какие качества его личности/творческой работы поспособствовали этому? Если нет, то почему, на Ваш взгляд, это произошло?
В опросе участвуют двадцать респондентов. В этом выпуске читайте ответы Анатолия КОРОЛЁВА, Сергея ЛЕБЕДЕНКО, Игоря КИРИЕНКОВА, Жени ДЕКИНОЙ, Евгения ЕРМОЛИНА, Елены ИВАНИЦКОЙ, Романа БОГОСЛОВСКОГО
Сергей ЛЕБЕДЕНКО, прозаик, литературный критик, редактор сайта «Прочтение»:
АЛЕКСЕЙ САЛЬНИКОВ
- Здесь сходу сложно дать строго определенный ответ по причине, указанной в третьем вопросе: информационное перепроизводство породило ситуацию, когда некий единый литературный процесс — не более чем удобная абстракция, позволяющая хоть как-то препарировать процессы, происходящие с языком и культурой. Отсюда и единую фигуру назвать сложно, хотя бы потому, что от субъективного взгляда всё равно укроется та или иная литературная область. На «Автор.Тудей» и «Литнете» есть свои литературные звёзды, но я о них ничего не знаю — потому что не «в теме».
Но если принять эту условность, то в качестве такой фигуры я бы безусловно назвал Алексея Сальникова. Его «Петровы в гриппе», конечно, далеко не первая попытка вырвать литературный мейнстрим из бесконечного сна о XX веке, но важно, что Сальников, скрестив поэтичный, выразительный язык, образность и эрудицию с ценимыми массовым читателем остроумием и житейской наблюдательностью, смог так картографировать пространство родного Екатеринбурга нулевых годов, что этот город кажется знакомым даже тем, кто там никогда не бывал. Я говорю, конечно, о «Петровых в гриппе» — одном из главных романов десятых, но для текстов Сальникова вообще характерна точно пойманная атмосфера современной России с постоянным переходом от абсурда к реальному, от мистического к бытовому, с «размытым» ощущением времени.
Ко всему прочему, популярность текстов Сальникова показывает, что мы мало чем отличаемся от читателей франкоговорящих или англоязычных. Проблемы — те же: распадающаяся связь времен и пойманный посреди этой сломанной цепи обычный человек, сам себе и Фауст и Мефистофель.
- Про эволюцию Сальникова пока что трудно однозначно говорить, поскольку в качестве поэта Сальников работал давно, а вот издаваться в качестве прозаика стал лишь несколько лет назад, и порядок публикации романов («Петровы…» — «Отдел» — «Опосредованно») не отражает порядок написания, «Отдел» был раньше. И всё же видно, что интересует Сальникова в первую очередь: это сломать шаблон, перевернуть привычные восприятия мира и взглянуть на подноготную. Только если у промышляющего этим же Пелевина результат всегда одинаков (мира не существует; всё придумали боги/спецслужбы/постмодерн), то у Сальникова вариаций множество. Может быть, людей похищает спецслужба, просто потому что кому-то надо делать эту работу; может, древний бог решил повеселиться и поиграть человеческими судьбами; может, в каком-то мире литература и самый тяжёлый наркотик, но жизнь поэта всё равно — рутина (и всё равно — прекрасна, как любая жизнь). Любой роман Сальникова — немножко роман-парабола, где на реальность смотрят через призму метафор, но готовых ответов на вопрос, как со всем этим жить, никто давать не будет.
- Успех «Петровых…» во многом обеспечен надёжной сцепкой литературных институций — журналов, премий и критиков, которые в разное время обратили внимание на этот текст. Странно было бы отрицать их влияние. Но и само заслуженное признание Сальникова показывает, что хоронить литературу рано: с ней вс ё в порядке, она по-прежнему сильно влияет на культуру и знакомый нам мир (если вы посмотрите топы сериалов на «Нетфликсе», то в основном там будут экранизации; вот и «Петровы…» уже появились в виде спектакля и фильма). Что нужно делать, так это поддержать институции и авторов для того, чтобы у нас оставался не один условный Сальников, а чтобы их было десять. Но как это сделать — вопрос уже для другой дискуссии.